УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
2) борьба двух культур в единой национальной культуре буржуазного общества; б) вытекающие из них понятия: 1) передовая демократическая русская культура; 2) реакционная дворянская русская культура; в) тесно связанные с ними понятия: 1) взаимодействие культуры русского народа и других народов России; 2) вклад передовой русской культуры в мировую культуру. Совершенно очевидно, что учитель при изучении каждой отрасли культуры, например, науки, литературы, театра и т. д., будет вести работу над усвоением соответствующих видовых понятий. После того, как произведен отбор понятий культуры, перед учителем истории встает задача отбора конкретно историче ского материала, являющегося источником формирования понятий культуры. Сложность отбора материала состоит в том, что учитель обязан учитывать специфику многих важных факторов, опре деляющую собой характер привлекаемого конкретно-историче ского материала (степень его значимости, образности, типич ности, верности выражения классовых интересов определенно го класса, объема и доступности материала для учащихся с учетом их возрастных особенностей и пр.). Трудности решения этой задачи учителем усугубляются также и тем обстоятельством, что существующая школьная программа по истории СССР для 9-го класса только лишь на зывает и не конкретизирует отдельные отрасли культуры, под лежащие изучению, и не определяет количества часов на изу чение русской культуры второй половины XVIII века. К тому же в школьном учебнике по истории СССР для 9-го класса, на который учитель должен опираться при отборе материала для изучения, отдельные отрасли культуры освеще ны неравномерно. Так, например, материал о развитии русской литературы второй половины XVIII и первой половины XIX вв. изложен слишком пространно, а о развитии науки во второй половине XVIII века в учебнике вообще ничего не сказано. Решающее значение при отборе фактического материала в области духовной культуры имеет его идейная направленность, ибо только она дает учителю единственно правильную ориен тировку в выборе необходимого конкретно-исторического мате риала из общей его массы. 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=