УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

2) борьба двух культур в единой национальной культуре буржуазного общества; б) вытекающие из них понятия: 1) передовая демократическая русская культура; 2) реакционная дворянская русская культура; в) тесно связанные с ними понятия: 1) взаимодействие культуры русского народа и других народов России; 2) вклад передовой русской культуры в мировую культуру. Совершенно очевидно, что учитель при изучении каждой отрасли культуры, например, науки, литературы, театра и т. д., будет вести работу над усвоением соответствующих видовых понятий. После того, как произведен отбор понятий культуры, перед учителем истории встает задача отбора конкретно историче­ ского материала, являющегося источником формирования понятий культуры. Сложность отбора материала состоит в том, что учитель обязан учитывать специфику многих важных факторов, опре­ деляющую собой характер привлекаемого конкретно-историче­ ского материала (степень его значимости, образности, типич­ ности, верности выражения классовых интересов определенно­ го класса, объема и доступности материала для учащихся с учетом их возрастных особенностей и пр.). Трудности решения этой задачи учителем усугубляются также и тем обстоятельством, что существующая школьная программа по истории СССР для 9-го класса только лишь на­ зывает и не конкретизирует отдельные отрасли культуры, под­ лежащие изучению, и не определяет количества часов на изу­ чение русской культуры второй половины XVIII века. К тому же в школьном учебнике по истории СССР для 9-го класса, на который учитель должен опираться при отборе материала для изучения, отдельные отрасли культуры освеще­ ны неравномерно. Так, например, материал о развитии русской литературы второй половины XVIII и первой половины XIX вв. изложен слишком пространно, а о развитии науки во второй половине XVIII века в учебнике вообще ничего не сказано. Решающее значение при отборе фактического материала в области духовной культуры имеет его идейная направленность, ибо только она дает учителю единственно правильную ориен­ тировку в выборе необходимого конкретно-исторического мате­ риала из общей его массы. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=