УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

Основополагающими методологическими принципами в изучении вопросов культуры являются два важнейших поло­ жения: народ — творец культуры и ленинское учение о двух культурах в каждой национальной культуре буржуазного об­ щества. Эти марксистско-ленинские положения являются не только идейной основой изучения развития национальной рус­ ской культуры, но и представляют собой ведущие методоло­ гические понятия, усвоение которых должно проходить на це­ лом }йяде уроков в процессе изучения второго и третьего раз­ делов программы истории СССР в 9-м классе. * * * Переходя к освещению методики изучения вопросов куль­ туры в указанный период, необходимо отметить, что централь­ ное место здесь занимает процесс формирования у учащихся основных понятий культуры. Работа учителя истории по формированию понятий культу­ ры содержит в себе следующие составные элементы: а) отбор понятий! культуры; б) отбор материала для формирования у учащихся поня­ тий культуры; в) процесс формирования понятий культуры; г) закрепление формирующихся понятий культуры в соз­ нании учащихся. Вся работа учителя по формированию понятий культуры, включая все указанный ее элементы, должна базироваться на марксистско-ленинской теории познания и положениях исто­ рического материализма, а также на комплексе психологиче­ ских, педагогических и методических принципов, имеющих руководящее научное- значение. Исходным моментом в работе учителя по формированию основных понятий культуры является отбор самих понятий культуры. Отправляясь от основных положений диалектического и ис­ торического материализма о культуре, гениально развитых В. И. Лениным, и руководствуясь школьной программой 9-го класса по истории СССР, учитель, оперируя конкретно исто­ рическим материалом о развитии русской национальной куль­ туры в период разложения и кризиса крепостничества, произ­ водит отбор следующих понятий культуры: а) ведущие методологические понятия: 1) народ —- творец культуры; 121

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=