УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
Основополагающими методологическими принципами в изучении вопросов культуры являются два важнейших поло жения: народ — творец культуры и ленинское учение о двух культурах в каждой национальной культуре буржуазного об щества. Эти марксистско-ленинские положения являются не только идейной основой изучения развития национальной рус ской культуры, но и представляют собой ведущие методоло гические понятия, усвоение которых должно проходить на це лом }йяде уроков в процессе изучения второго и третьего раз делов программы истории СССР в 9-м классе. * * * Переходя к освещению методики изучения вопросов куль туры в указанный период, необходимо отметить, что централь ное место здесь занимает процесс формирования у учащихся основных понятий культуры. Работа учителя истории по формированию понятий культу ры содержит в себе следующие составные элементы: а) отбор понятий! культуры; б) отбор материала для формирования у учащихся поня тий культуры; в) процесс формирования понятий культуры; г) закрепление формирующихся понятий культуры в соз нании учащихся. Вся работа учителя по формированию понятий культуры, включая все указанный ее элементы, должна базироваться на марксистско-ленинской теории познания и положениях исто рического материализма, а также на комплексе психологиче ских, педагогических и методических принципов, имеющих руководящее научное- значение. Исходным моментом в работе учителя по формированию основных понятий культуры является отбор самих понятий культуры. Отправляясь от основных положений диалектического и ис торического материализма о культуре, гениально развитых В. И. Лениным, и руководствуясь школьной программой 9-го класса по истории СССР, учитель, оперируя конкретно исто рическим материалом о развитии русской национальной куль туры в период разложения и кризиса крепостничества, произ водит отбор следующих понятий культуры: а) ведущие методологические понятия: 1) народ —- творец культуры; 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=