УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
щества. В культуре каждой общественной формации надор личать материальную и духовную стороны, материальную и Духовную культуру. Но чаще всего понятие культуры упот ребляется в более узком смысле, смысле духовной культуры»1. Культура представляет собой весьма сложное и многогран ное общественное явление, на развитие которого оказывают влияние различные стороны общественной жизни. Достигну тый уровень культуры и ее характер в каждую историческую эпоху в конечном счете определяются господствующим спосо бом производства материальных благ. Развивая и обогащая марксисткое учение о культуре, В. И. Ленин указывает на наличие двух культур в каждой нацио нальной культуре буржуазного общества: культуры господст вующего класса эксплуататоров и демократических и социа листических элементов в культуре угнетенных народных масс. Вместе с этим необходимо отметить, что культура каждого народа носит национальный характер и имеет общечеловече ское значение. Вез ясного понимания учителем истории того, что собою представляло социально-экономическое развитие России в эпо ху разложения и кризиса крепостничества, определившее со бою в тот период развитие национальной русской культуры,— невозможно изучать с учащимися эту тему. Законы марксистской диалектики обязывают изучать явле ния культуры в их многообразных связях с различными сто ронами общественной жизни: не только с производством и ба зисом, но и с классовой борьбой, надстроечными явлениями и пр. Однако здесь перед учителем истории стоит трудная зада ча: н сложном переплетении многосторонних взаимных связей между явлениями культуры и различными сторонами общест венной жизни суметь для данной группы явлений культуры правильно указать те факторы и стороны общественной жизни, которые оказывают определяющее или наибольшее влияние на данное явление культуры. Так, например, развитие научно- естественной и технической мысли непосредственно отражало развитие производительных сил народного хозяйства. На раз витие литературы и искусства первоочередное влияние оказы вали классовая борьба и общественная мысль изучаемой эпохи. 1 Исторический материализм. Изд. II. 1954 г., стр. 127. 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=