УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

выяснилось, были даны потому, что эти родители сами уже давно в какой-то мере готовятся к рассказам (предваритель­ но продумывают, что и как надо говорить). Они считали, что подготовка должна заключаться в чем-то более сложном. За­ явление «подготовка имеет малое значение» было сделано отцом одного ученика 5-й школы г. Тулы. Оказывается, он не желает думать над тем, что и как рассказывать подростку. Отец привык говорить сыну с его младенческих лет. что попа­ ло, а теперь он не видит возросшей требовательности под­ ростка. Очень интересную оценку рассказам взрослых дали слу­ шатели-подростки. Несмотря на симпатии и любовь к отцам и матерям, они в подавляющем большинстве (22 из 24-х) дали положительную оценку только подготовленным рас­ сказам. Ав-на Надя (прослушала рассказы отца): «Последний рассказ папы мне больше понравился. Мой папа хорошо рассказывал, как он с рабочими выполнял сроч­ ное задание. Я почувствовала, как хорошо работать в кол­ лективе. У нас в школе тоже есть коллектив, и я член его». 3-в Вячеслав (прослушал рассказ старшей сестры): «Последний рассказ лучше первого. В первом я кое-что не понял, а в последнем все ясно, хотя сестра рассказывала поч­ ти об одном и том же, то есть о своей работе санитарки в больнице им. Семашко. Последний рассказ заставил меня за­ думаться над работой хирургов. Сколько они больных людей делают здоровыми!». Остальные подростки оценивают подго­ товленные рассказы примерно в таком же духе. Два подростка заявили, что оба рассказа хороши. Однаки путем косвенных вопросов во время непринужденной беседы удалось выяснить, что их ответы не отражают того, что ду- ма)от испытуемые на самом деле. Конечно, не все прошло гладко. Были случаи, когда отец или мать начинали второй рассказ тоже без подготовки. В таких случаях приходилось этот рассказ считать первым, а к следующему рассказчик готовился. Из чего складывается подготовка к рассказу в семье? Она не может идти ни в какое сравнение с подготовкой учителя к школьному рассказу или пропагандиста к изложе­ нию материала. Подготовка к семейному рассказу должна быть несложной. Желая что-либо рассказать подростку, отец, мать или дру­ гой взрослый член семьи должны подумать, о чем они будут 12

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=