УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

вечества, представляет благодарный материал для воспитания высоких моральных качеств у учащихся советской школы. Примеры самоотверженного служения народу выдающихся деятелей передовой русской культуры и общественной мысли в лице Радищева и декабристов, Белинского, Герцена, Огарева вызывают в сознании учащихся восхищение и гордость за слав­ ные дела своих замечательных предков, пробуждают стремле­ ние следовать немеркнущему примеру их служения народу и Родине. Свободолюбивые мотивы и чарующая прелесть лирики Пушкина, народность волшебной музыки Глинки, реализм сценических образов Щепкина, сатирический пафос произве­ дений Гоголя и Федотова представляют собой такое богат­ ство культурного наследия, которое используется учителем в качестве могучего средства коммунистического воспитания учащихся. Яркая характеристика передовой русской культуры XVIII и XIX вв. дает возможность сделать вывод и о большом вкла­ де национальной русской культуры в сокровищницу мировой культуры и о ее влиянии на развитие культуры народов России. В противоположность этому такие черты реакционной дво­ рянской культуры, как презрение к русскому народу, неверие в его творческие силы и слепое преклонение перед иностран­ ной культурой, а также различные формы гонения со стороны царизма, дворянства и церкви на передовую демократическую русскую культуру и ее выдающихся деятелей возбуждают в сердцах учащихся чувство классовой ненависти к эксплуатато­ рам и угнетателям народа. В процессе изучения развития национальной русской куль­ туры протягиваются нити связи от замечательных черт демо­ кратической русской культуры указанной эпохи к нашей сов­ ременности, советской науке, литературе и искусству, проник­ нутым благородными идеями советского патриотизма и социа­ листического гуманизма. * * И: Учителю истории в изучении вопросов культуры необходи­ мо исходить из марксистско-ленинского понимания культуры, из определения ее сущности как «совокупности материальных и духовных благ или ценностей, созданных человечеством в процессе его общественно-исторической практики и выражаю­ щих степень его власти над стихийными силами природы и об- 119

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=