УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

•четверти, дал уже оолее ооъективную характеристику зна- ший учащихся. Проводил его во всех классах экспериментатор. К уча­ щимся предъявлялись одинаковые требования, и эксперимен­ тальные и контрольные классы были поставлены в равные условия. Ответы учащихся стенографировались. В процессе экспериментального обучения всплывал ряд других вопросов, тесно связанных с целью исследования, ко­ торые требовали своего разрешения и экспериментального опробования. Так, например, у нас возникли вопросы о даче домашнего задания по повторению: когда задавать? Что за­ давать? Когда учащиеся должны повторять дома ранее изу­ ченный материал, связанный с новой темой: к тому уроку, на котором она будет излагаться учителем, или после этого уро­ ка, когда учащиеся будут выполнять по материалу его новое домашнее задание? Пробовали и тот и другой варианты. Бо­ лее правильным оказался второй — повторение вместе с но­ вым материалом, так как только при этом условии учащиеся дома повторяют материал по связям, не нарушая системы, в которую мы помогаем учащимся приводить материал во вре­ мя уроков. Такая дача домашнего задания позволяет хоро­ шо, по связям спланировать опрос на следующий урок. Не которые учителя говорят, что не будет повторен материал, на который мы будем опираться при объяснении нового мате­ риала на следующем уроке. Это верно, но страшного здесь ничего нет. При систематическом повторении условия для восприятия нового материала будут обеспечены всегда. Что давать повторять дома? Во время урока мы исполь­ зуем много материала из пройденного. Он разбросан по кур­ су маленькими кусочками. Мы сначала его так и давали по­ вторять. Домашние задания получались громоздкие, техни­ чески их излагать было трудно, времени на это уходило мно­ го. Была опасность нарушить историко-хронологическую по­ следовательность исторических событий. Мы отказались от такого варианта. И стали включать в домашнее задание определяющую часть повторяемого мате­ риала, которая имеет главное значение для усвоения учащи­ мися нового материала. Например, вместе с новым материалом «Объединение славян вокруг Киева» мы задаем повторять «Славяне в VIII—IX вв.» и их первые политические объединения, так как этот материал явиться ключом к пониманию нового ма­ териала: именно процесс развития общественно-экономиче

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=