УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
зывалось, тогда он задавал следующий вопрос- Никаких на водящих, тем более, подсказывающих вопросов не допуска лось. Опрос длился 45 минут. Ответы учащихся стенографи ровались. Таких опросов в каждом классе было проведено два: один в конце первой четверти, другой в конце второй четверти. Вопросы были такого характера: 1. Какие три основных обществен ных строя сменились на территории нашей страны с древнейших времен до XIII—XIV вв? 2. Каковы основные черты перво бытно-общинного строя? 3. Сопоставить характерные черты рабовладельческого и феодального строя. 4. У древних славян первобытно общинный строй сменился феодальным. Как и почему в связи с этим измени лись религиозные взгляды людей? 5. Перечислить основные моменты из истории народов Закавказья и т. д. На прослеживание процесса развития. На выявление усвое ния понятия. Сравнение. Причинно-следст венные связи. Знание фактическо го материала. Пос ледовательность. Как видно из приведенных вопросов, они должны были выявить и знание учащимися фактического материала, и уме ние выяснять причины явлений, прослеживать процессы того или иного явления, сопоставлять, обобщать и т. д. Фронтальный опрос в конце первой четверти был прове ден не так, как предполагалось. Учителя, проводившие опрос в контрольных классах, все время нарушали наши условия. Во время опроса здесь обычно были открыты книги, которы ми ученики пользовались на протяжении всего урока. В одной из школ учащиеся по заданию учителя повтори ли материал дома. Все учителя давали наводящие, а иногда и подсказывающие вопросы. Все это лишало ответы самостоятельности, ставило уча щихся контрольных и экспериментальных классов в нерав ные условия, создавало для нас трудности при анализе ре зультатов опроса. Этот опыт подсказал нам необходимость изменить мето дику опроса. Опрос, который мы проводили в конце второй 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=