УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

зывалось, тогда он задавал следующий вопрос- Никаких на­ водящих, тем более, подсказывающих вопросов не допуска лось. Опрос длился 45 минут. Ответы учащихся стенографи­ ровались. Таких опросов в каждом классе было проведено два: один в конце первой четверти, другой в конце второй четверти. Вопросы были такого характера: 1. Какие три основных обществен­ ных строя сменились на территории нашей страны с древнейших времен до XIII—XIV вв? 2. Каковы основные черты перво­ бытно-общинного строя? 3. Сопоставить характерные черты рабовладельческого и феодального строя. 4. У древних славян первобытно­ общинный строй сменился феодальным. Как и почему в связи с этим измени­ лись религиозные взгляды людей? 5. Перечислить основные моменты из истории народов Закавказья и т. д. На прослеживание процесса развития. На выявление усвое­ ния понятия. Сравнение. Причинно-следст­ венные связи. Знание фактическо­ го материала. Пос­ ледовательность. Как видно из приведенных вопросов, они должны были выявить и знание учащимися фактического материала, и уме­ ние выяснять причины явлений, прослеживать процессы того или иного явления, сопоставлять, обобщать и т. д. Фронтальный опрос в конце первой четверти был прове­ ден не так, как предполагалось. Учителя, проводившие опрос в контрольных классах, все время нарушали наши условия. Во время опроса здесь обычно были открыты книги, которы­ ми ученики пользовались на протяжении всего урока. В одной из школ учащиеся по заданию учителя повтори­ ли материал дома. Все учителя давали наводящие, а иногда и подсказывающие вопросы. Все это лишало ответы самостоятельности, ставило уча­ щихся контрольных и экспериментальных классов в нерав­ ные условия, создавало для нас трудности при анализе ре­ зультатов опроса. Этот опыт подсказал нам необходимость изменить мето­ дику опроса. Опрос, который мы проводили в конце второй 114

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=