УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

2. Проследить основные этапы за­ крепощения крестьян. 3. Почему Киевскую Русь часто в истории называют «колыбелью трех братских восточнославянских на­ родов»? Контрольные работы являются важным видом учета, но ограничиваться ими, безусловно, нельзя. 3. Кроме этого, проводился устный опрос учащихся. Вначале я этот устный опрос проводила так: в каждом классе подбирали двух отличников, двух хорошо и двух по­ средственно успевающих учеников, оставляли их после заня­ тий и задавали им вопросы, близкие по характеру к вопро­ сам контрольных работ; ответы фиксировали. Но такая проверка страдала рядом существенных отри­ цательных черт, обесценивающих ее совершенно. Во-первых, она была непосильна по чисто техническим причинам: мы за­ держивали учащихся на 2—3 часа после занятий. "Во-вторых, учащиеся вырывались из естественной обстановки класса, перед ними были чужие люди, которых они не знали и кото­ рые не знали их. Кроме того, во время опроса неизбежно возникал целый ряд наводящих вопросов, которые нельзя было предусмотре+ь и регламентировать, чтобы сделать ус­ ловия проверки более или менее равными. Возникало за­ труднение еще в том, что один экспериментатор не мог об­ следовать таким образом и контрольные и эксперименталь­ ные классы. Поэтому мы отказались от такого вида провер­ ки знаний учащихся. Мы решили провести устные собеседования со всеми уча­ щимися по классам, в нормальной обстановке, отведя для этой проверки специальный урок. Учитель, ведущий историю в данном классе, должен был в присутствии эксперимента­ тора провести фронтальный опрос учащихся по предвари­ тельно составленному вопроснику. Составление вопросника опять взял на себя В. Г. Карпов. Накануне урока вопросник вручался нам. Проводивший опрос учитель по нашей просьбе осуществ­ лял ряд требований: опрос проводился без предварительного предупреждения, а, следовательно, и без предварительной подготовки учащихся. Книги и все помогающее ответу уби­ ралось с парт. Учитель называл вопрос и после ответа вы­ званного ученика обращался к классу только с одним пред­ ложением: кто дополнит? Если желающих дополнить не ока­ Прослеживание про­ цесса развития. Понятие. ИЗ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=