УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

нехватка времени для проведения спланированного урока, пробелы в знаниях учащихся (выявлялись причины), отме­ чались успехи отдельных учащихся: ответы, в которые уча­ щиеся самостоятельно включали повторяемый материал, ус­ танавливая причинно-следственные связи, прослеживая про­ цесс развития, и т. д. 2. Письменная контрольная работа. Одна контрольная ра­ бота, как уже говорилось, была проведена в начале полуго­ дия, вторая — в конце полугодия. Это была уже итоговая контрольная работа, которая давала материал для сравни­ тельной характеристики результатов работы в эксперимен­ тальных и контрольных классах. Вопросы для итоговой контрольной работы были состав­ лены В. Г. Карповым, методистом, доцентом ТГПИ. Состав­ ление вопросника другим лицом целесообразно. Этим обес­ печивается более объективный характер вопросника, так как устраняется возможность включить в контрольную работу те вопросы, над которыми много и удачно поработал экспери­ ментатор и которые как-то невольно оттесняют другие при составлении вопросника. Итоговые контрольные работы включали в себя следующие вопросы: I вариант 1. Перечислить основные признаки феодального строя. 2. Чем объяснить, что именно с XVII в. особенно обострилась борьба за Прибалтику? 3. Крестьянские восстания были стихийными, неорганизованными. Кре­ стьяне были царистами. Показать это на конкретных примерах из известных крестьянских восстаний. II вариант 1. Почему в XII веке Владимиру Причинно-следст- Мономаху, Всеволоду Большое Гнездо венные связи, и другим великим русским князьям не удалось сохранить единство Рус­ ской земли, а московским князьям XIV—XV вв. удалось объединить рус­ ские земли в единое централизован­ ное русское государство? Понятие. Причинно-следст­ венные связи. Анализ конкретного материала. 112

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=