УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

о вере крестьян в доброго царя, о том, что крестьяне были царистами, и просим привести другие примеры, подтвержда­ ющие это марксистско-ленинское положение. В конце урока спрашиваем, какие крестьянские восстания учащиеся знают из средневековой истории Западной Европы. Какой они имели характер? Каковы причины поражения этих восстаний? Делаем вывод: крестьянское восстание под предводитель­ ством Болотникова, как и все другие крестьянские восста­ ния, носило стихийный, неорганизованный характер. Кресть­ яне были царистами. Это все обрекало восстание на пораже­ ние. Но оно имело огромное значение, так как расшатывало устои крепостного строя. На дом: § 46. Крестьянское восстание под предводитель­ ством Болотникова, повторить § 44 — Русское государство перед крестьянской войной. По тетрадям повторить основ­ ные этапы закрепощения крестьян, начиная с IX века. Закрепляющая беседа: 1. Каковы причины крестьянского восстания под предво­ дительством Болотникова? 2. Какой характер имело это восстание? Показать это на конкретных примерах. 3. Показать на конкретных примерах, что крестьяне и их предводители были царистами. 4. Каковы причины поражения крестьянских восстаний? 5. Значение крестьянских восстаний. Повторительно-обобщающие уроки были разработаны во всех деталях. Мы не ограничивались тем, что обеспечивали эксперимент методическими разработками, но и наладили постоянную жи­ вую связь с учителями, ведущими экспериментальное обуче­ ние. Во время встреч они рассказывали о своей работе, дела­ ли замечания о методических разработках; мы давали им соответствующие указания. В первых числах сентября были проведены контрольные работы, которые должны были выяснить, с какими знаниями пришли учащиеся в 8 класс, и дать нам материал для срав­ нительной характеристики уровня знаний экспериментальных и контрольных классов и установить исходный момент экспе­ римента. Для проведения контрольных работ был составлен воп­ росник. Принципы составления вопросника были таковы: 1. Работа проводится одинаковая во всех классах; 109

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=