УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

ми экспериментальных классов, которые были ознакомлены с содержанием работы, ее целью, с научными основами и ме­ тодикой повторения. После этого им были даны методиче­ ские разработки каждого урока. Методические разработки включали в себя цель урока (была сформулирована и целе­ направленность повторения), спланированный по связям опрос, беседу, которая должна подводить учащихся к вос­ приятию нового материала, повторительную беседу во время' изложения нового материала, вывод из урока, домашнее за­ дание с заданием по повторению по связям и закрепляющую беседу. Содержание рассказа должны были разработать са­ ми учителя-экспериментаторы. Примером может служить методическая разработка темы урока «Крестьянское восстание под предводительством Бо­ лотникова». Цель: Выявить антифеодальную, антикрепостническую сущность крестьянского восстания и вместе с тем показать стихийный, царистский его характер, что обрекало восста­ ние на поражение. Опрос. 1 ученику: 1) Рассказать о первой попытке польских па­ нов поработить русское государство. 2) Когда была Ливонская война? 3) Чем она закончилась? 2 ученику: 1) Рассказать о борьбе русского народа с польскими захватчиками. 2) Как вели себя бояре по отношению к захватчикам? 3) Каковы итоги опричнины? Подводящая беседа развертывается фронтально: 1. Когда феодалы начали закрепощать крестьян? 2 Что говорил В. И. Ленин о закрепощении крестьян в XI веке? 3. Как развивалось дальше крепостное право? 4. Когда особенно усилился крепостной гнет? 5. В чем это выражалось? 6. Как отвечали крестьяне на усиление крепостнической эксплуатации? Тема нашего урока... Изложение нового материала. В связи с рассказом о присоединении тульских дворян к восставшим спросить: чем были недовольны в это время дво­ ряне? В связи с упоминанием о Лжепетре объясняем учащимся 108

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=