УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

граммом обязательными для усвоения учащимися, в рубрике слева — перечень уроков (всего их выделено 62). В местах перекрещивания булавочками отмечается повторяемый мате­ риал. Таким образом, система повторения была разработана. Но разработана она была почти умозрительно; теперь надлежа­ ло проверить экспериментально ее эффективность, дозировку времени и т. д. Для большей обоснованности исследования было прове­ дено 2 тура экспериментального обучения, в течение двух учебных лет. После первого тура вносились коррективы и в систему повторения и в методику и организацию экспери­ ментального обучения. Для проведения экспериментального обучения были подо­ браны экспериментальные и контрольные классы. При выборе экспериментальных классов мы ориентиро­ вались на молодых учителей. Они легче перестраивают свою работу, с охотой берутся за ведение экспериментального обучения. Немаловажным казалось, наконец, такое сообра­ жение: если молодые учителя дадут хорошие результаты, то от опытных можно будет ожидать еще лучших. В I туре экспериментального обучения у нас было 2 экс­ периментальных класса одной из городских школ, во И ту­ ре — 6 классов, из них 4 класса городских школ и 2 класса сельской школы. Два экспериментальных класса вела я сама. Я выделяю это потому, что считаю, что целиком возложить эксперимент на учителей не следует. Мои классы позволяли лучше контролировать других экспериментаторов, лучше вы­ являлись неточности и недоработки в системе повторения. Для сравнения результатов работы были взяты контроль­ ные классы, при выборе которых мы ориентировались на лучшие школы города и лучших опытных учителей — это нужно, для большей убедительности и доказательности экспе­ римента. Ведь ориентация при выборе контрольных классов на лучшее, что есть в наших школах, стала у нас общепри­ знанным правилом при организации и проведении экспери­ ментальной работы в школе. В контрольных классах учителя вели повторение по свя­ зям, но связи прослеживались непоследовательно, ряд важ­ ных моментов выпадал из повторения. Большое место зани­ мало при этом пассивное повторение, были и моменты меха­ нического повторения. Экспериментальная работа началась с беседы с учителя- 107

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=