УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

группируем изучаемые факты борьбы народов нашей страны с иноземными захватчиками в древнее время и делаем вы­ вод о прогрессивной роли народов нашей страны в истории развития человеческого общества). 4. Повторение по линии конкретизации уже известного учащимся обобщающего положения. (Так, мы просим рас­ крыть на конкретных примерах марксистско-ленинскую харак­ теристику крестьянских восстаний: стихийный, неорганизо­ ванный характер, царистскую идеологию крестьян и их вож­ дей и т. д ). 5. Группировка различных сторон одного какого-либо яв­ ления или понятия. (На протяжении всего курса мы говори­ ли с учащимися о различных сторонах феодального способа производства. В конце курса, на повторительно-обобщающем уроке, мы группируем все эти признаки феодализма, подво­ дя таким образом итог формированию этого очень сложного и очень важного понятия, и т. д.)- 6. Повторение по линии сравнения и сопоставления исто­ рических явлений. (Мы заставляем учащихся сравнить клас­ совое общество с доклассовым, на базе этого сравнения подво­ дим учащихся к выводу, что классы, классовая борьба так же, как и их первопричина— частная собственность— категории исторические, присущие только классовому обществу и т. д.). Эти пути повторения по связям позволяют несколько раз повторить фактический материал, разобрать исторические факты, рассмотреть их с различных точек зрения, поставить в различные связи и отношения с другими явлениями, на основе этого сделать необходимые обобщения. Определив научные основы повторения, оценив его прие­ мы, мы приступили к отбору исторического материала для каждого урока. Материал для повторения выделялся только тот, который был связан с вновь изучаемым на данном уро­ ке, и, таким образом, чтоб эти связи*позволяли подводить учащихся к пониманию закономерностей исторического про­ цесса, решали бы большие воспитательные задачи, прежде всего задачу воспитания у учащихся чувства советского пат­ риотизма, помогли бы формированию у учащихся марксист­ ско-ленинских исторических понятий. Для того, чтобы правильно отобрать материал, выделить главное при повторении и в то же время повторить весь ма­ териал, правильно распределить повторение во времени, на­ ми была составлена таблица: в верхней рубрике содержится перечисление исторических фактов, явлений, признанных про­ 106

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=