УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

наиболее интенсивно сразу после восприятия. Значит, интер­ валы между моментами повторения сразу после восприятия должны быть сведены к минимуму, а в дальнейшем увели­ чиваться. Изучение опыта организации повторения, выработанного лучшими учителями, показывает, что в практике учителей встречаются в основном три вида повторения. 1. .Механическое повторение. Это повторение без всяких связей с изучаемым материалом. Является пережитком ста­ рой школы и ныне встречается редко. 2. Параллельное повторение, при котором прослеживают­ ся. связи в повторяемом материале, но нет никакой связи по­ вторяемого материала с вновь изучаемым. Такой вид работы оправдывает себя при организации повторения ранее изучен­ ных курсов в 10 кл. (например, курса истории СССР 8 класса). 3. Повторение старого материала по связям с вновь изу­ чаемым. Его использует основная часть учителей. Система повторения, внедряемая передовыми учителя­ ми, складывается из текущего повторения на каждом уроке и специальных повторительно-обобщающих уроков. Требования, которым должно удовлетворять повторение, .определяют выбор приемов. Формирование марксистско-ленинского мировоззрения в процессе повторения ранее изученного материала по диалек­ тическим связям исторических явлений практически, на уро­ ке, будет выливаться в следующие логические связи: 1. Повторение материала по линии установления причин­ но-следственных связей (например, на уроке «Объединение восточных славян вокруг Киева» повторим материал, харак­ теризующий разложение родового строя у славян и выделе­ ние классов в VI—VIII веках и т. д.). 2. Прослеживание развития того или иного исторического явления с тем, чтобы выяснить «как известное явление в ис­ тории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь»1. (Так, в курсе VIII класса мы прослеживаем основные этапы закрепощения крестьян с IX до середины XVII вв. и т. д.). 3. Повторение материала по линии группировки однород­ ных исторических явлений и их обобщение. (Например, мы 1 В. И. Ленин, Соч., т. 29, стр. 436. 105

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=