УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
ли лечь в основу системы повторения и обобщили опыт орга низации повторения лучшими учителями истории. Марксистско-ленинская теория учит, что историю челове ческого общества нужно рассматривать как процесс, разви вающийся закономерно, по определенным законам общест венного развития, существующим объективно, независимо от воли и сознания людей, хотя и используемым людьми. Значит, повторять исторический материал нужно таким образом, чтобы подводить учащихся к пониманию этих зако номерностей, к уяснению диалектических связей, существую щих между историческими явлениями. Главнейшей задачей преподавания истории является вос питание у учащихся чувства советского патриотизма. Безус ловно, воспитывать патриотические чувства можно и на от дельно взятых исторических фактах, но воспитательное воз действие их значительно возрастет, если учащиеся будут де лать необходимые выводы не на одном, а на ряде аналогич ных или взаимосвязанных фактов. Значит, при повторении обязательно нужно группировать исторические факты, сравнивать и обобщать их, чтобы повы сить их воспитательное значение. Значительное место на уроках истории отводится форми рованию у учащихся марксистско-ленинских исторических понятий. Для успешного формирования этих понятий надо брать не один, а ряд фактов, выделять отличное и общее для них, т. е. повторять материал с учетом закономерных связей. Таким образом, все повторение исторического мате риала должно вестись в связи с вновь изучаемым материа лом. Связь исторического материала при повторении должна отражать внутреннюю, органическую связь исторических процессов и явлений. Термин, принятый для обозначения повторения по свя зям— повторение по логическим связям,— не отражает пол ностью существа такого повторения. Больше будет соответ ствовать действительности, если мы такое повторение будем называть повторением по диалектическим связям историче ских явлений. Психология и педагогика справедливо считают повторе ние неотъемлемой составной частью обучения. Чтобы оно было более эффективно, необходимо сделать его активным и осмысленным. Наибольший эффект дает повторение, макси мально разнообразное по своим формам. Повторение долж но быть правильно распределено во времени. Забывание идет 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=