УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

ли лечь в основу системы повторения и обобщили опыт орга­ низации повторения лучшими учителями истории. Марксистско-ленинская теория учит, что историю челове­ ческого общества нужно рассматривать как процесс, разви­ вающийся закономерно, по определенным законам общест­ венного развития, существующим объективно, независимо от воли и сознания людей, хотя и используемым людьми. Значит, повторять исторический материал нужно таким образом, чтобы подводить учащихся к пониманию этих зако­ номерностей, к уяснению диалектических связей, существую­ щих между историческими явлениями. Главнейшей задачей преподавания истории является вос­ питание у учащихся чувства советского патриотизма. Безус­ ловно, воспитывать патриотические чувства можно и на от­ дельно взятых исторических фактах, но воспитательное воз­ действие их значительно возрастет, если учащиеся будут де­ лать необходимые выводы не на одном, а на ряде аналогич­ ных или взаимосвязанных фактов. Значит, при повторении обязательно нужно группировать исторические факты, сравнивать и обобщать их, чтобы повы­ сить их воспитательное значение. Значительное место на уроках истории отводится форми­ рованию у учащихся марксистско-ленинских исторических понятий. Для успешного формирования этих понятий надо брать не один, а ряд фактов, выделять отличное и общее для них, т. е. повторять материал с учетом закономерных связей. Таким образом, все повторение исторического мате­ риала должно вестись в связи с вновь изучаемым материа­ лом. Связь исторического материала при повторении должна отражать внутреннюю, органическую связь исторических процессов и явлений. Термин, принятый для обозначения повторения по свя­ зям— повторение по логическим связям,— не отражает пол­ ностью существа такого повторения. Больше будет соответ­ ствовать действительности, если мы такое повторение будем называть повторением по диалектическим связям историче­ ских явлений. Психология и педагогика справедливо считают повторе­ ние неотъемлемой составной частью обучения. Чтобы оно было более эффективно, необходимо сделать его активным и осмысленным. Наибольший эффект дает повторение, макси­ мально разнообразное по своим формам. Повторение долж­ но быть правильно распределено во времени. Забывание идет 104

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=