УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

В .ходе развития ориентировочно-исследовательской дея­ тельности ребенка все большую роль приобретает в ней сло­ во, второсигнальные раздражители. Воспринимая слова род­ ного языка, ребенок вместе с тем овладевает их обобщенным значением, усваивает выраженный в них общественный опыт, накопленный многими предшествующими поколениями. Поэтому участие слова в ориентировочно-исследователь­ ской деятельности поднимает ее на более высокий уровень, направляет ее на существенные особенности изучаемых объ­ ектов, на закономерные связи и отношения между ними. В зависимости от условий деятельности ребенка, в част­ ности, в зависимости от того, решает ли он задачу индиви­ дуально или же принужден по ходу решения вступать в ре­ чевое общение с окружающими людьми, делясь с ними свои­ ми планами и соображениями, участие второсигнальных ком­ понентов в ориентировке может оказаться различным, а соответственно изменится и степень обобщенности тех обра­ зов, которыми оперирует ребенок- Специально организуя ориентировочно-исследовательскую деятельность наших испытуемых и активизируя их речевое общение с окружающими в процессе практического решения задач, мы добились значительного повышения эффективности перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному и дискурсивному мышлению у дошкольников всех возрастных групп. В заключение необходимо сделать следующие замечания. Приступая к исследованию, мы исходили из принятой в психологии классификации видов мышления, принимая их как данные, и пытались выяснить лишь, какая связь между ними существует, как осуществляется переход между ними. Однако в ходе исследования мы убедились в том, что пред­ ставление о трех самостоятельных видах мышления, хотя бы и тесно связанных друг с другом, является неверным и опро­ вергается данными генетического исследования. По-видимому, в действительности существует единый про­ цесс умственного развития, во всех своих звеньях связанный с развитием речи и имеющий в своей основе сложные изме­ нения во взаимоотношении двух сигнальных систем. По мере перехода от более элементарных форм мышле­ ния, непосредственно связанного с простейшими предметны­ 101

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=