УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

условием для решения им подобных задач в наглядно-образ­ ном и словесном планах. Вместе с тем обнаруживается, что эффективное решение практических задач не всегда сопровождается столь же ус­ пешным решением аналогичных задач в плане представления или словесного рассуждения Выясняя экспериментально причины этого расхождения, мы выделили два тесно связан­ ных между собою момента, играющих важную роль в пере­ ходе от генетически более ранних к более поздним формам мышления. Для использования опыта, приобретенного в про­ цессе практического действия, в плане наглядно-образного и дискурсивного решения задач важное значение имеет ха­ рактер ориентировочно-исследовательской деятельности, на основе которой были достигнуты ребенком практические ре­ зультаты. Исследуя особенности ориентировочно-исследовательской деятельности детей, мы обнаруживаем, что она может высту­ пать в различных формах. На более ранних ступенях раз­ вития преимущественное значение имеет двигательно-осяза­ тельная ориентировка. В дальнейшем на ее основе склады­ ваются более совершенные и более экономные формы зри­ тельной ориентировки. Вместе с изменением формы происходит изменение содер­ жания ориентировки. Насколько позволяют судить наши эк­ спериментальные данные, в процессе первоначального иссле­ дования условий задачи у ребенка складывается образ этих объективных условий, позволяющий ему сообразовываться в своих дальнейших действиях с существенными признаками ситуации- Иначе говоря, изучаемые нами виды ориентировки возни­ кают на основе образа, и выяснение особенностей этого обра­ за имеет важнейшее значение для характеристики ориентиро­ вочно-исследовательской деятельности ребенка. В нашем случае эти образы представляют собою более или менее обобщенное отражение тех механических связей и отношений, с которыми ребенок сталкивается в процессе решения за­ дачи. В зависимости от содержания этих образов, иначе говоря, в зависимости от того, насколько адэкватным отражением объективных условий они являются, изменяются эффектив­ ность ориентировки, ее влияние на практическую деятель­ ность ребенка. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=