УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
условием для решения им подобных задач в наглядно-образ ном и словесном планах. Вместе с тем обнаруживается, что эффективное решение практических задач не всегда сопровождается столь же ус пешным решением аналогичных задач в плане представления или словесного рассуждения Выясняя экспериментально причины этого расхождения, мы выделили два тесно связан ных между собою момента, играющих важную роль в пере ходе от генетически более ранних к более поздним формам мышления. Для использования опыта, приобретенного в про цессе практического действия, в плане наглядно-образного и дискурсивного решения задач важное значение имеет ха рактер ориентировочно-исследовательской деятельности, на основе которой были достигнуты ребенком практические ре зультаты. Исследуя особенности ориентировочно-исследовательской деятельности детей, мы обнаруживаем, что она может высту пать в различных формах. На более ранних ступенях раз вития преимущественное значение имеет двигательно-осяза тельная ориентировка. В дальнейшем на ее основе склады ваются более совершенные и более экономные формы зри тельной ориентировки. Вместе с изменением формы происходит изменение содер жания ориентировки. Насколько позволяют судить наши эк спериментальные данные, в процессе первоначального иссле дования условий задачи у ребенка складывается образ этих объективных условий, позволяющий ему сообразовываться в своих дальнейших действиях с существенными признаками ситуации- Иначе говоря, изучаемые нами виды ориентировки возни кают на основе образа, и выяснение особенностей этого обра за имеет важнейшее значение для характеристики ориентиро вочно-исследовательской деятельности ребенка. В нашем случае эти образы представляют собою более или менее обобщенное отражение тех механических связей и отношений, с которыми ребенок сталкивается в процессе решения за дачи. В зависимости от содержания этих образов, иначе говоря, в зависимости от того, насколько адэкватным отражением объективных условий они являются, изменяются эффектив ность ориентировки, ее влияние на практическую деятель ность ребенка. 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=