УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

красные бойцы и в которых теперь сражаются защитники Сталинграда, и памятники героическим защитникам Царицы­ на, павшим в боях. Пусть многое изменилось с тех пор, но есть одна незыблемая сила, которая роднит и сближает две эпохи — дух революционного народа, родивший мужество, великую самоотверженность и героизм. В «Сталинграде» тема героического Царицына решена средствами публицистики. Внимание к ней — большая заслу­ га писателя, тем более, что многие, пишущие о Сталинграде, оставляют ее в стороне. Героическим выступает в очерках Сталинград, принявший на своих улицах, скверах и площадях смертный бой с армиями Гитлера. Город дан в произведении как участник битвы, встав­ ший «в строй пролетарских крепостей страны: Тулы, Ленин­ града, Москвы» (О—175). Вместе с бойцами он мужественно сдерживает натиск врага. Героизм бойцов подчеркивается стойкостью города-героя. Писатель говорит о домах, как о солдатах. Они остаются жи­ выми, погибают, получают ранения, крепко стоят в строю. «Стены и колоннада погибшего Дворца физкультуры...» (О—175). Анатолий Чехов видел «сотни безглазых домов» (О—228). Обгоревшие дома стояли «словно серые тихие по­ койники» (О—228). «...дома, площади, заводы грохочут огнем, взрывами» (О—222). Образ города-бойца строится на олице­ творении с широким привлечением сравнений. В. Гроссман показывает нелегкую, но великую судьбу Сталинграда, всту­ пившего в смертельную схватку с врагом, чтобы спасти мир. И чем больше немцы разрушали город, тем крепче он стоял. Они не убили его, как не убили нашего народа. Писатель го­ ворит о жизни каждого дома, каждой развалины, еле замет­ ного бугорка. Они дышат, в них бьются сердца сталинград­ ских бойцов. «Нет, великий город не умер!.. Сталинград жив!» — восклицает писатель (О—223). Ужасное опустошение города подчеркивает безразличная, холодная луна, которая освещает своим мертвым светом раз­ валины; одинокая бездомная кошка, бродящая в обломках; такая же одинокая собака, лай которой обычно вызывает стрельбу фашистов. Но руины Сталинграда, создающие осо­ бый, сталинградский пейзаж, даны не только для того, чтобы показать варварские разрушения, которым подвергся город, а главным образом для того, чтобы подчеркнуть силу сопротив­ ления обороняющейся армии. «Никогда Сталинград,—утверж­ дает писатель, — не был так велик и прекрасен, как теперь, когда, обращенный в развалины, он торжественно славится свободолюбивыми народами мира» (О—223). 99

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=