УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
ность, автор настойчиво подчеркивает их сходство. «После марша у них были совершенно одинаковые по цвету лица, хотя Желдубаев был самым черным, а Лазарев самым белым среди автоматчиков» (О—178). Лазарев рассказывает о гибе ли Желдубаева: «Лежит мертвый, и я в его крови» (0—182). Этот факт символизирует дух не только братства и дружбы двух людей, но и братства всех народов нашей страны. Фронтовая дружба и товарищество выступают как след ствие любви к родине и ненависти к врагу. Эта дружба стерла разницу возрастов, характеров, национальностей и спаяла всех в единую семью. Поэтому в очерках часто выступает ге роем не отдельная личность, а коллектив, целая войсковая единица — полк, дивизия, армия, и мы можем говорить не только о характере героя, но и о характере гвардейской ди визии Родимцева или дивизии сибиряков, о характере 62-й ста линградской армии. Серьезной силой, которая помогла гвардейцам Родимцева в сложной и тяжелой обстановке сохранить внутреннее единст во и устоять на занятых рубежах, была, по мысли автора, крепкая дружба. В. Гроссман показывает внешние формы ее выражения и, в частности, особую привязанность солдат и командиров к своей дивизии, гордость ее боевым прошлым и настоящим — так называемый «дивизионный» патриотизм. Крепкая дружба была подосновой героизма и сибирских пол ков Гуртьева, стоявших на линии основного тарана гитлеров ской армии. Дух дружбы выражен не только в их землячест ве, но и во взаимоотношениях солдат и офицеров, в отцовской заботе командиров о своих подчиненных, а рядовых — о на чальниках, в скорби, «с которой говорят о погибших товари щах» (О—244). В. Гроссман сумел показать дух великой дружбы, который связывал всех людей — от командующего до рядового в гранитно-единое целое, помогал героически сражаться в самых трудных условиях обороны. V Очерки В. Гроссмана подняли тему русской истории и, в частности, истории Сталинграда. Царицынская эпопея интере сует писателя в плане раскрытия преемственности героиче ских традиций революционного прошлого. Отсюда проводимая параллель: «оборона Царицына и оборона Сталинграда» (0—174), «Царицын — Сталинград» (0—217), «красный Ста линград» (О—174). О связи героического прошлого с героиче ским настоящим говорит все: и упоминание в сводках дере вень и хуторов, которые известны по обороне Царицына, и старые заросшие окопы, в которых умирали за революцию 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=