УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
"И уже нельзя было потушить этот огонь» (О—187). Последние два предложения, внесенные писателем в окончательную ре дакцию, подчеркивают силу гнева и придают завершенность характеру героя. Громов — типичный представитель русского национально го характера, который складывался в течение столетий и про являл свои лучшие черты в моменты великих народных испы таний. Любовь к народу и ненависть к захватчикам и помога ли всей разгневанной армии громовых стоять насмерть в окопах Сталинграда. Анатолий Чехов проходит школу ненависти непосредствен но в развалинах Сталинграда. Своими зоркими глазами (очерк «Глазами Чехова») увидел он разрушенный немцами город. Картины варварских уничтожений, толпы беженцев на степ ных дорогах, чужие непонятные голоса немецких солдат — все это вызывало у снайпера такую злобу, которая требовала мести и делала его беспощадным к врагу. Чехов «желал теперь лишь одного: чтобы немцы не ходили по Сталинграду во весь рост, он желал пригнуть их к земле, вогнать в самую землю» (О—231). Гнев Чехова непередаваемо велик потому, что это гнев человека, никогда не знавшего зла. Талантливый Родимцев, как только его дивизия переправи лась в Сталинград, принял решение наступать, опираясь на силу гнева, которая охватила его солдат, увидевших сожжен ный и разрушенный город. Умудренный опытом войны, он знал силу такого всеобщего гнева. Ненависть нашей армии— это не тот страшный звериный гнев, который был присущ фа шистским солдатам, породивший массовые, бессмысленные убийства ни в чем не повинных людей. Ненависть советских людей к фашистам, рожденная при виде разрушенных городов и сел, поруганных советских людей, была священной. Она умножала силы наших бойцов, сплачивала их в едином стремлении — отомстить, разгромить проклятого врага. IV Проблема сталинградского героизма раскрывается В. Гроссманом и через тему боевой дружбы. В очерке «Рота молодых автоматчиков» мы видим крепкую семью, где живет трогательная забота друг о друге, привязанность и братская любовь. Дружба Лазарева с Желдубаевым основана на еди ной жизненной цели. Много общего в жизни этих людей: вме сте они обучались в резервной части, готовясь на фронт, вме сте глотали пыль степных дорог, которыми шли к Сталингра ду, пополам «делили сухари и свертывали из экономии одну козыо ножку» (0—178). И недаром Лазарев называет Желду- баева братом. Несмотря на явную портретную противополож- 7 Ученые записки, вып. 8-й 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=