УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
вения в сущность характеров и изображаемых событий. И это вполне удалось В. Гроссману. Автор смог дать ответ на вопрос: почему родилась сталинградская победа. Поэтому «Сталин град» не случайно привлекает внимание критиков. Многие из них справедливо видят ценность очерков в том, что они обра щены к внутреннему миру героев, к «душе красноармейца». Но центральная проблема очерков — проблема героизма, проблема становления сталинградской стойкости ни в одной из критических работ не заострена. Необходимость данной статьи, как нам кажется, диктуется, прежде всего, актуальностью поставленной темы, стремлением возбудить внимание к мало изученному пока творчеству пи сателя. В дни, когда силы империализма пытаются развязать новую мировую войну и когда миллионы простых людей на стойчиво произносят слово «мир», все чаще и чаще вспоми нается Сталинград — символ беспредельного мужества наше го народа, грозное предупреждение поджигателям войны. II «Сталинград», как и вся очерковая литература военных лет, сохраняет горьковскую боевую традицию. Он пронизан верой в человека и его творческие силы, святой и лютой нена вистью к захватчикам. Советскому человеку, вставшему на смерть на обрывистом волжском берегу, посвящает свои очер ки В. Гроссман. Пафос «Сталинграда»— в изображении духовной силы и красоты советского человека. Героизм стано вится ведущей творческой проблемой в очерках. Его решению подчинена вся поэтическая ткань произведений, их компози ция. Он определил и художественные особенности очерков. Социальная, историческая основа героизма — вот что ин тересует В. Гроссмана-писателя, сумевшего с позиций марк систско-ленинской науки подойти к решению этой сложной проблемы. Он не отвергает случайные побудительные порывы, но основу героизма ищет в материальных условиях жизни об щества и в духовном складе народа. Важнейшей причиной стойкости сталинградских солдат бы ло святое чувство советского патриотизма, воспитанное в на роде Коммунистической партией. Каждый солдат, пришедший в Сталинград, знал, что дальше отступать нельзя. «Каждый шаг назад, — пишет В. Гроссман, — большая и, может быть, непоправимая беда»1. 1 В. Г ро с сман , Годы войны. ОГИЗ, ГИХЛ, 1947 г., стр. 172. Все по следующие цитаты приводятся по этому изданию. После них будет сто ять условный знак О, что значит «Очерки», и цифра, указывающая страницу. 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=