УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

Близости Кирова и Извекова не отрицает, по-еидимому, и сам Федин, когда он в письме к автору настоящей статьи за­ мечает: «В прямом смысле Киров не был, разумеется, прото­ типом Извекова. Я вообще не принадлежу к авторам, прибе­ гающим широко к своего рода калькированию образов с жи­ вых, реальных характеров. Извеков — образ «вымышленный». Но для того, чтобы уяснить отношение к вопросу «сходст­ ва» и «различия» между Кировым и Извековым, писатель отсылает нас к словам Горького о том, что «художественный образ вовсе не является «чистым вымыслом», что он — «...та вытяжка из действительности, тот ее сгусток, который получается в результате таинственной работы воображения художника» Г * * * Многолетние творческие поиски Федина ознаменовались в его романах «Первые радости» и «Необыкновенное лето» крупной победой. Образы коммунистов, представителей рево­ люционного народа, созданные художником в романах дило­ гии, во многом обогатили славную галерею положительных героев советской литературы, заслуживших любовь и призна­ ние читателей. Однако дилогия — не только итог творческой эволюции писателя, но и залог новых будущих успехов круп­ нейшего художника слова, находящегося в полном расцвете своего таланта. Мы напомнили о некоторых ранних произведениях К- Фе­ дина, считая, что нельзя понять лучших творений художника, если не осмыслить того, что им предшествовало и их подготов­ ляло. Об этом хорошо говорил и сам К. Федин: «В искусстве, в литературе, как и в жизни, ничто не может зародиться само­ произвольно, — все растет из своей почвы, из своего корня. Если меня удивляет какое-нибудь полотно живописца, я хочу знать, что было сделано мастером раньше, как он учился, как он писал, прежде чем создал удивительное полотно» 2. Эти слова Федина в полной мере применимы и к исследо­ ванию его творчества. 1 К. Фе дин , Собр. соч. в шести томах, М., ГИХЛ, 1952, т. 1, стр. 13—14. 2 К. Ф е д ин, Собр. соч. в шести томах, М., ГИХЛ, 1954, т. 6 , стр. 533.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=