УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
ны дерзновенные поиски, горячее стремление поставить свои знания на службу Родине. Итак, рассказ «Рисунок с Ленина» и киносценарии «Ки ров», созданные на рубеже 30-х и 40-х годов, представляются нам значительными произведениями, ибо в них к художест венному изображению партии и народа подходит с принципиально новых творческих позиций. 1^Июктовке обра зов В. И. Ленина и С. М. Кирова отчетливо вы*ляются зрелая коммунистическая идейность автора, его четкие партийные позиции. Эти образы отличаются глубиной и многогранностью. Писатель здесь преодолел схематизм, упрощенчество и эпи зодичность героев-коммунистов, что характерно было для его более ранних произведений. Показывая В. И. Ленина и С. М. Кирова, писатель под черкнул как одно из самых главных качеств партийных руко водителей — их органическую связь с народом, чего как раз не хватало большевикам из романов Федина 20-х годов. Писатель преодолел и свойственное ему ранее изображе ние народной массы как стихийной, неорганизованной силы, лишенной каких бы то ни было индивидуальных проявлений. Образы простых советских людей в сценарии «Киров» — на глядное доказательство творческой эволюции писателя в трак товке проблемы народа. Следовательно, произведения, написанные на рубеже 30-х и 40-х годов, явились ближайшей ступенью Федина к дости жению большой творческой победы — созданию романов ди логии. Исследователи, проходя мимо этих произведений Фе дина, составляют искаженное представление об эволюции творческого пути писателя, утверждая, будто он пришел к ди логии сразу же после многолетних неудач в изображении на рода и партии. Нельзя игнорировать и признания самого Федина, заявив шего, что «работа над сценарием и особенно над образом Кирова открыла новые перспективы для поисков в прозе»1. В частности, работа над образом Кирова, как нам кажется, сыг рала немалую роль в создании образа Кирилла Извекова, ге роя дилогии Федина. Если сопоставить эти два образа, то, при всем различии масштаба деятельности героев, нельзя не заме тить близости в их характере, во всем облике, даже во внеш ности. На это сходство обратили внимание и читатели. Группа рабочих-.металлургав из Донбасса писала: «Сильно напоми нает нам Кирилл Сергея Мироновича Кирова, даже во внеш ности есть сходство—это радостное, горячее, уверенное в своей силе выражение лица и всей его небольшого роста ши рокоплечей и крепкой фигуры» 2. 1 «Резец», 1939, № 11—12, стр. 33. 2 «Звезда», 1949, № 4, стр. 189. 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=