УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

ны дерзновенные поиски, горячее стремление поставить свои знания на службу Родине. Итак, рассказ «Рисунок с Ленина» и киносценарии «Ки­ ров», созданные на рубеже 30-х и 40-х годов, представляются нам значительными произведениями, ибо в них к художест­ венному изображению партии и народа подходит с принципиально новых творческих позиций. 1^Июктовке обра­ зов В. И. Ленина и С. М. Кирова отчетливо вы*ляются зрелая коммунистическая идейность автора, его четкие партийные позиции. Эти образы отличаются глубиной и многогранностью. Писатель здесь преодолел схематизм, упрощенчество и эпи­ зодичность героев-коммунистов, что характерно было для его более ранних произведений. Показывая В. И. Ленина и С. М. Кирова, писатель под­ черкнул как одно из самых главных качеств партийных руко­ водителей — их органическую связь с народом, чего как раз не хватало большевикам из романов Федина 20-х годов. Писатель преодолел и свойственное ему ранее изображе­ ние народной массы как стихийной, неорганизованной силы, лишенной каких бы то ни было индивидуальных проявлений. Образы простых советских людей в сценарии «Киров» — на­ глядное доказательство творческой эволюции писателя в трак­ товке проблемы народа. Следовательно, произведения, написанные на рубеже 30-х и 40-х годов, явились ближайшей ступенью Федина к дости­ жению большой творческой победы — созданию романов ди­ логии. Исследователи, проходя мимо этих произведений Фе­ дина, составляют искаженное представление об эволюции творческого пути писателя, утверждая, будто он пришел к ди­ логии сразу же после многолетних неудач в изображении на­ рода и партии. Нельзя игнорировать и признания самого Федина, заявив­ шего, что «работа над сценарием и особенно над образом Кирова открыла новые перспективы для поисков в прозе»1. В частности, работа над образом Кирова, как нам кажется, сыг­ рала немалую роль в создании образа Кирилла Извекова, ге­ роя дилогии Федина. Если сопоставить эти два образа, то, при всем различии масштаба деятельности героев, нельзя не заме­ тить близости в их характере, во всем облике, даже во внеш­ ности. На это сходство обратили внимание и читатели. Группа рабочих-.металлургав из Донбасса писала: «Сильно напоми­ нает нам Кирилл Сергея Мироновича Кирова, даже во внеш­ ности есть сходство—это радостное, горячее, уверенное в своей силе выражение лица и всей его небольшого роста ши­ рокоплечей и крепкой фигуры» 2. 1 «Резец», 1939, № 11—12, стр. 33. 2 «Звезда», 1949, № 4, стр. 189. 91

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=