УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

Кирилла Извекова, героя романа «Необыкновенное лето». И когда в сценарии «Киров» читатель встречает уже знакомое имя Чорбов, то это воспринимается как сознательная преемст­ венность. Дополняя друг друга, эти два образа составляют биографию советского человека, прошедшего путь революцио- нера-подпольщика, затем ставшего героическим участником гражданской войны, а теперь самоотверженно трудящегося на фронте социалистического строительства. Несмотря на преклонный возраст, Чорбов-отец не покидает своего станка в цехе «Путиловца», воодушевляя трудовым энтузиазмом молодежь завода. Большое мужество и высокую политическую зрелость про­ являет Чорбов в тяжелом отцовском горе, потеряв сына, уби­ того вражеской рукой. Федин выразительными внешними деталями убедительно раскрывает глубину переживаний стари­ ка Чорбова. Сначала он стремится придать своим рассужде­ ниям бодрый тон, затем его охватывает оцепенение, и, нако­ нец, Чорбов уже не может сдержать горькие рыдания. А ведь еще в «Городах и годах» писатель изображал стеклянные, непроницаемые лица большевиков, лишая их возможности проявлять человеческие чувства. Рядом со стариком Чорбовым в сценарии действует его сын Леня. «Тебе есть с кого хороший пример брать»,— гово­ рит Киров Лене, указывая на его отца. И молодой рабочий так же, как и его отец, горячо предан своей родной партии, также мужествен и непреклонен в борьбе за претворение в жизнь ее идеалов. Киров подметил в молодом Чорбове прин­ ципиальность, высокую душевную чистоту. Когда на Севере начинается строительство Хибиногорска, партия направляет туда и Леню Чорбова. «Там нужны сильные, молодые люди, верные большевики. А он— такой» *,— говорит о Чорбове Киров. Изображение молодого Чорбова дано в сценарии без долж­ ного проникновения в его внутренний мир. Однако даже и этот герой по значительности поступков, по своей идейной зрелости стоит несравненно выше тех комсомольцев, которых Федин вывел во второй книге романа «Похищение Европы». В сценарии действует молодой инженер Ярошенко. Хотя этот образ занимает в произведении эпизодическое место, но само появление подобного персонажа в творчестве Федина Еесьма знаменательно, ибо здесь писатель впервые изображает молодого интеллигента, лишенного какой бы то ни было про­ тиворечивости, отличающегося кипучей энергией. Ярошенко— один из тех энтузиастов советской науки, которым свойствен- ! «Новый мир», 1940, № 7 , стр. 117. 90

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=