УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

поддерживали старые рабочие — коммунисты Газа и Чорбов, молодые патриоты Леня и Оля, ученые Берг и Ярошенко, ко­ чевники Койбин и его дочь Агаша и миллионы подобных им, то не был бы построен Хибиногорск, не выпускал бы тракторы Путиловский завод, партия не смогла бы сохранить монолит­ ность своих рядов. Изображая выдающуюся историческую личность, Федин не выводит ее из ряда «обыкновенных» живых людей и не прини­ жает решающей роли деятельности самих народных масс. Ав­ тор показывает простых советских людей в действии, в созида­ тельном труде, в общественной работе, в личных отношениях. Хотя Федин, раскрывая характеры рядовых тружеников, все еще не достиг той глубины и многогранности, с какой он изо­ бразил центрального героя, но тем не менее писатель еще ни­ когда раньше не уделял столько внимания простым людям труда, как это он сделал в сценарии о Кирове. Важность это­ го факта исследователи творчества Федина не должны игнори­ ровать. Крепкая политическая закалка, высокая принципиальность, безграничная преданность рабочего класса Коммунистической партии, стойкость и мужество запечатлены сценаристом в об­ разе потомственного путиловского рабочего, старого больше­ вика Ивана Газы. И. И. Газа — лицо историческое. Он был одним из орга­ низаторов Красной гвардии, командиром бронепоезда в годы гражданской войны, а затем стал видным партийным работ­ ником. Смерть в 1933 году застала его на посту секретаря Ленинградского горкома ВКП(б). В сценарии показано, как. Газа с кипучей энергией и бое­ вым задором ведет борьбу против оппозиционеров на «Крас­ ном путиловце». Старого коммуниста горячо поддерживают в этом рабочие, избравшие его секретарем партбюро завода. В сценарии «Киров» Федин поднимает вопрос о преемст­ венности боевых традиций старого и молодого поколений со­ ветского народа. Писатель изображает жизнь членов рабочей семьи Чорбовых: отца семейства — старого коммуниста, его жены, их сына — молодого рабочего Лени и его жены Ольги. Фамилия Чорбов известна читателям Федина по роману «Братья» (коммунист — матрос Родион Чорбов). Можно при­ вести ряд других примеров, когда Федин переносит своего ге­ роя из одного произведения в другое. Однако каждый раз он делает это не механически, а развивает и обогащает характе­ ры персонажей. Так, например, эпизодическая фигура слесаря- революционера Петра из романа «Братья» превратилась в ди­ логии в замечательный образ коммуниста слесаря Петра Ра­ гозина. А безымянный секретарь Совета из «Наровчатской хроники, введенной в лето 1919-е», перерос в секретаря Совета

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=