УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
.деятеля. Киров изображен в сценарии в центре исторических со бытий современности и повседневной жизни советского об щества, в тесной связи с народными массами. Вот почему ря дом с Кировым Федин показывает целую галерею образов про стых людей из народа: потомственных пролетариев, молодых рабочих, советских интеллигентов, представителей ранее от сталых народов. Критика и литературоведение совершенно не откликнулись на это во многом интересное произведение Федина, имеющее принципиальное значение в развитии творческого пути писате ля к социалистическому реализму. Только сам автор, расска зывая об итогах своей работы за 1939 год, высказался о своем киносценарии: «Написан сценарий о Кирове. Киров Ленингра да и Советского Севера. Киров — политик, строитель... Киров — человек, любимец партии, народный герой»1. Уже первое появление С. М. Кирова в сценарии создает о -нем представление как о партийном руководителе — простом, .доступном, общительном, умеющем найти ключик к сердцу каждого человека. Встретив в коридоре Смольного молодого рабочего с Путиловского завода, Киров подходит к нему, пер вым знакомится, а затем, взяв под руку, усаживается для раз говора. Смущенный паренек весьма удивлен, когда оказывает ся, что его фамилия уже известна Сергею Мироновичу, как и ■то дело, которое привело молодого коммуниста в Смольный. Простота и сердечность руководителя ленинградских боль шевиков подчеркнуты в этом эпизоде разговорной лексикой, точными синтаксическими конструкциями речи: «Ну-ка, рас сказывай, как было дело?.. У нас маленьких дел нет, рассказы, вай про себя, про настроения путиловцев, вали»2. Благородный облик пламенного большевика, твердо и последовательно проводящего в жизнь генеральную линию нашей партии, не абстрактно декларируется писателем, а рас крывается им в ярких, выразительных эпизодах, насыщенных борьбой, острыми социальными конфликтами. Вот Киров пос ле окончания работы XIV съезда партии горячо и убежденно выступает на собрании путиловцев: «Боритесь за проведение в жизнь решений съезда, за единство партии под знаменем, оставленным нам Лениным, с ключами строительства со циализма в руках, с теми ключами, которые он нам завещал» 3. Умно и беспощадно разоблачает Сергей Миронович троц кистов (сцена приема Кировым Боговика). Чуткий, общитель- шый и веселый, Киров здесь суров и беспощаден. Это хорошо 1 «Резец», 1939, № 11—12, стр. 33. 2 «Новый мир», 1940, № 7, стр. 98. Т а м лее, <стр. 100. 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=