УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

двойственную политику Англии, комичным жестом изобразил ее «щекотливое» положение. Неотъемлемым качеством Владимира Ильича был его неиссякаемый юмор. Эта его особенность ярко раскрывается в выразительном эпизоде спора Ильича с незадачливым предсе­ дателем трехдневного брауншвейгского правительства. Ма­ стерство Федина, умеющего с помощью портретных деталей передать идейно-художественный замысел, проявляется здесь в полную меру. Содержание речей брауншвейгца и ответов Ленина остается неизвестным читателю, он видит лишь жест и мимику спорящих. Выразительно нарисован веселый, смеющийся Ильич. Сначала на лице его появилась улыбка, он прищурился, «потом отшатнулся, отрывисто махнув рукою с тем выражением, которым говорится: чушь, чушь!» Когда же собеседник все продолжал доказывать свое, «Ленин взял его за локоть и сказал две-три фразы — кратких и каких-то окон­ чательных, бесповоротных. Но брауншвейгец яростно возра­ жал. Тогда вдруг Ленин легко хлопнул его по плечу, засунул пальцы за жилет и стал смеяться, смеяться, раскачиваясь на ходу, прибавляя шага и уже больше не оглядываясь на чело­ века, который его так рассмешил»'. На первый взгляд кажет­ ся, будто автор стремится представить здесь только внешний рисунок вождя. На самом же деле каждый жест Ильича выра­ жает его правоту, уверенность, высокую принципиальность, делает облик Ленина живым и неповторимым. Реалистичность и яркость образа Ленина, изображение органического единства партийного руководителя и народа, связь повествования с конкретными событиями истории, четко выраженные партийные позиции автора — вот то новое в под­ ходе Федина к теме народа и партии, что впервые с такой оп­ ределенностью проявилось в его рассказе о Ленине. Одержав несомненную творческую победу в работе над образом Ленина, Федин предпринимает попытку запечатлеть облик и других выдающихся деятелей нашей партии, но уже не в рамках короткого рассказа, а в произведениях более ши­ рокого эпического плана. В 1940 году писатель опубликовы­ вает свой киносценарий «Киров» 2. Не касаясь специфических жанровых качеств этого произве­ дения, можно утверждать, что писатель развивает здесь те но­ вые творческие принципы в подходе к изображению партии и народа, которые уже проявили себя в рассказе о В. И. Ленине. Используя значительно больший по своему объему жизнен­ ный материал, чем это было в «Рисунке с Ленина», Федин соз­ дал живой и многогранный облик выдающегося партийного 1 К. Федин, Соч. в шести томах, т. VI, стр. 283. 2 «Новый мир», 1940, № 7. 86

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=