УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
двойственную политику Англии, комичным жестом изобразил ее «щекотливое» положение. Неотъемлемым качеством Владимира Ильича был его неиссякаемый юмор. Эта его особенность ярко раскрывается в выразительном эпизоде спора Ильича с незадачливым предсе дателем трехдневного брауншвейгского правительства. Ма стерство Федина, умеющего с помощью портретных деталей передать идейно-художественный замысел, проявляется здесь в полную меру. Содержание речей брауншвейгца и ответов Ленина остается неизвестным читателю, он видит лишь жест и мимику спорящих. Выразительно нарисован веселый, смеющийся Ильич. Сначала на лице его появилась улыбка, он прищурился, «потом отшатнулся, отрывисто махнув рукою с тем выражением, которым говорится: чушь, чушь!» Когда же собеседник все продолжал доказывать свое, «Ленин взял его за локоть и сказал две-три фразы — кратких и каких-то окон чательных, бесповоротных. Но брауншвейгец яростно возра жал. Тогда вдруг Ленин легко хлопнул его по плечу, засунул пальцы за жилет и стал смеяться, смеяться, раскачиваясь на ходу, прибавляя шага и уже больше не оглядываясь на чело века, который его так рассмешил»'. На первый взгляд кажет ся, будто автор стремится представить здесь только внешний рисунок вождя. На самом же деле каждый жест Ильича выра жает его правоту, уверенность, высокую принципиальность, делает облик Ленина живым и неповторимым. Реалистичность и яркость образа Ленина, изображение органического единства партийного руководителя и народа, связь повествования с конкретными событиями истории, четко выраженные партийные позиции автора — вот то новое в под ходе Федина к теме народа и партии, что впервые с такой оп ределенностью проявилось в его рассказе о Ленине. Одержав несомненную творческую победу в работе над образом Ленина, Федин предпринимает попытку запечатлеть облик и других выдающихся деятелей нашей партии, но уже не в рамках короткого рассказа, а в произведениях более ши рокого эпического плана. В 1940 году писатель опубликовы вает свой киносценарий «Киров» 2. Не касаясь специфических жанровых качеств этого произве дения, можно утверждать, что писатель развивает здесь те но вые творческие принципы в подходе к изображению партии и народа, которые уже проявили себя в рассказе о В. И. Ленине. Используя значительно больший по своему объему жизнен ный материал, чем это было в «Рисунке с Ленина», Федин соз дал живой и многогранный облик выдающегося партийного 1 К. Федин, Соч. в шести томах, т. VI, стр. 283. 2 «Новый мир», 1940, № 7. 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=