УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

рилось, как художник пересаживается с места на место, ста­ раясь зарисовать Ленина. Это послужило толчком к замыслу рассказа» '. Так в конце 1939 г. появился рассказ «Рисунок с Ленина». Исследователи творчества К. Федина не проявили к этому произведению должного внимания, в лучшем случае лишь упо­ миная о нем в своих работах. Разумеется, рассказ, в котором дан лишь один эпизод из жизни Ленина, не мог претендовать на ту глубину и много­ гранность в изображении великого вождя, которые отличали очерк А. М. Горького «В. И. Ленин» и поэму В. В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин». Федин раскрывает облик великого вождя через восприятие героя рассказа художника Шумилина, который, рисуя портрет Ленина, видит его «не только вождем и трибуном, но также товарищем, другом народа — простым, обаятельным и люби­ мым человеком» 2. Писатель прежде всего подчеркивает живую связь великого вождя с народом, его простоту и скромность, достигая зримости изображения всего несколькими яркими штрихами. Вот Ленин, направляясь к столу президиума, вдруг останавливается, чтобы дружески пожать руку старому това­ рищу; вот он идет в толпе рядовых делегатов съезда и непринужденно говорит со многими из них; вот он с шутливым лукавством рассматривает свой портрет в альбоме неизвест­ ного художника. Передав два-три характерных жеста Ильича, который вы­ шел на трибуну и долго не мог начать речь из-за восторженной овации, Федин раскрывает скромность Ленина и великую лю­ бовь к нему трудящихся. Ильич нервно перебирает бумажки на кафедре, укоризненно и строго поглядывает по сторонам, нетерпеливо ожидая прекращения овации и, наконец, показы­ вает аудитории часы, сердито постукивая пальцем по их ци­ ферблату, — как все это просто и в то же время красноречиво и образно! Покоряющим трибуном запечатлен в рассказе Ленин- оратор. Художник Шумилин говорит, что «полная слитность жеста Ленина со словом поразила его. Содержание речи пе­ редавалось пластично, всем телом» 3. Сравнивая Ленина-орато- ра с жидким металлом, влитым в податливую форму, Федин подтверждает этот метафорический образ наглядным приме­ ром. Автор показывает, как Ленин, разоблачая в своей речи 1 К. Федин , Как возник мой рассказ о Ленине. «Красноармеец», 1940, № 3, стр. 21. 2 Т а м же. 3 К. Фе дин , Соч. в шести томах, М., ГИХЛ, 1954, т. VI, стр. 280.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=