УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

знание современной действительности во многом помешали тогда писателю в изображении новых, положительных явле­ ний жизни и обусловили целый ряд ошибок в оценке револю­ ционных событий. 30-е годы явились периодом дальнейшего идейно-художест­ венного роста советской литературы и, в частности, творчества Федина. Придя к убеждению, что первостепенной задачей со­ ветского писателя является правдивое изображение социали­ стической действительности, Федин в эти годы направляет свои творческие усилия главным образом на создание совре­ менного героя. «Найдена широкая тема, общая для всех со­ циалистических литератур, тема современности, тема нашей действительности» ’,— говорит Федин с трибуны Первого Все­ союзного съезда советских писателей. Идейно-художественные позиции Федина в романе «Похи­ щение Европы» (1935) более зрелы, нежели в романах 20-х годов. Теперь писатель уже не ограничивается только сочувст­ вием своим героям, а полностью разделяет взгляды изобра­ женных им коммунистов, простых людей из народа. Еще ост­ рее, чем прежде, разоблачает он буржуазный Запад. Однако создать полноценные образы строителей социализ­ ма Федину в романах 30-х годов еще не удалось. * * * В конце 30-х годов Федин работает над рассказом «Рису­ нок с Ленина» и киносценарием «Киров». Эти произведения, в которых писатель обнаружил новые творческие принципы в изображении народа и партии, представляются нам важным моментом в большом и сложном творческом пути Федина. В день 15-й годовщины со дня смерти великого вождя писатель опубликовал в «Правде» очерк «Живой Ленин» 2, ко­ торый явился новым вариантом очерка «Крупицы солнца». Федин в значительной степени преодолел недостатки, свойст­ венные его газетному выступлению 1920 года. Ленин изображен теперь живо и наглядно, простым и обаятельным человеком. Однако только фактографическое изображение Ленина не могло удовлетворить Федина. У него возникает замысел на основе своих газетных очерков написать рассказ о Ленине. Писатель так говорит об этом в одной из своих статей: «Образ Ленина, насколько его можно дать в двух небольших столбцах газетного набора, получился довольно наглядным, но в компо­ зиции не доставало воздуха, пространства. Спустя несколько месяцев я обратил внимание на одну фразу очерка, где гово­ 1 «Правда», 23 августа 1934 г., № 232. 2 Та м же, 21 января 1939 г., № 21. 84

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=