УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
туралистические и формалистические тенденции были свойст венны ряду писателей этой группы. Однако «серапионовцы» по-разному понимали назначение искусства. Было бы непра вильно отождествлять взгляды Федина той поры со взгляда ми проповедников безыдейности литературы. «В группе не бы ло единства эстетических взглядов,— вспоминал впоследствии Федин,—Мы должны были именно в искусстве заявить о том, что в жизни мы выбрали эту сторону баррикады, а не ту... Не которые из нас уже довольно скоро резко поставили себе ли тературные задачи, как задачи общественные»Недаром А. М. Горький высоко ценил творчество тех «серапионовцев», которые, вопреки формалистическим установкам своих «идео логов», успешно трудились над созданием революционного ис кусства. В ряде писем первой половины 20-х годов, оставших ся пока неопубликованными2, прославленный писатель во сторженно отзывается о творчестве К. Федина, Н. Тихонова, Вс. Иванова. Называя этих молодых литераторов представи телями действительно новой русской литературы, Горький счи тал, что их создала и выдвинула революция. И все же на рассказах Федина, вошедших в сборник «Пу стырь» (1923), сказалось влияние буржуазно-формалистиче ских тенденций. Герой «Пустыря» — забитый и безропотный человек — весьма далек от положительного героя ранних га зетных рассказов Федина. Однако «Пустырь» явился лишь временным отходом писа теля от правильно занятых вначале творческих позиций. Вели кий учитель советских литераторов А. М. Горький был для Федина тем человеком, который еще в начале 20-х годов по мог ему и философски, и творчески определить свое место в со ветской литературе. На протяжении полутора десятков лет Федин постоянно ощущал внимание и поддержку Горького, и это имело в его жизни ш творчестве первостепенное значение. Недаром в своем письме к Горькому от 28 декабря 1924 года Федин называл его своим учителем, помощником и освобо дителем 3. Уделяя в романах «Города и годы» (1924) и «Братья» (1928) главное внимание проблемам интеллигенции, искусства, Федин стремится в то же время и к художественному изобра жению партии и народа, созданию нового героя. Однако огра ниченность мировоззрения и эстетических позиций, неглубокое 1 К. Федин, Не снижать уровня своего искусства. «Литературный Ленинград», 8 апреля 1936 г., № 17. з См. Архив А. М. Горького. Письма к Н. С. Тихонову от 25 января 1925 г., шифр: ПГ-рл-44-7-2; к И. Калинникову от 11 ноября 1925 г., шифр: ПГ-рл-18-3-19; к Н. Н. Фатову от 20 января 1926 г., шифр: ПГ-рл-47-3-5; к К. А. Федину от 18 января 1925 г., шифр: ПГ-рл-47-5-10, от 17 декабря 1925 г., шифр: ПГ-рл-47-5-12, от 13 ноября 1925 г., шифр: ПГ-рл-47-5-16. з Архив А. М. Горького, шифр: КГ-П.81-1-11. 6* 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=