УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

туралистические и формалистические тенденции были свойст­ венны ряду писателей этой группы. Однако «серапионовцы» по-разному понимали назначение искусства. Было бы непра­ вильно отождествлять взгляды Федина той поры со взгляда­ ми проповедников безыдейности литературы. «В группе не бы­ ло единства эстетических взглядов,— вспоминал впоследствии Федин,—Мы должны были именно в искусстве заявить о том, что в жизни мы выбрали эту сторону баррикады, а не ту... Не­ которые из нас уже довольно скоро резко поставили себе ли­ тературные задачи, как задачи общественные»Недаром А. М. Горький высоко ценил творчество тех «серапионовцев», которые, вопреки формалистическим установкам своих «идео­ логов», успешно трудились над созданием революционного ис­ кусства. В ряде писем первой половины 20-х годов, оставших­ ся пока неопубликованными2, прославленный писатель во­ сторженно отзывается о творчестве К. Федина, Н. Тихонова, Вс. Иванова. Называя этих молодых литераторов представи­ телями действительно новой русской литературы, Горький счи­ тал, что их создала и выдвинула революция. И все же на рассказах Федина, вошедших в сборник «Пу­ стырь» (1923), сказалось влияние буржуазно-формалистиче­ ских тенденций. Герой «Пустыря» — забитый и безропотный человек — весьма далек от положительного героя ранних га­ зетных рассказов Федина. Однако «Пустырь» явился лишь временным отходом писа­ теля от правильно занятых вначале творческих позиций. Вели­ кий учитель советских литераторов А. М. Горький был для Федина тем человеком, который еще в начале 20-х годов по­ мог ему и философски, и творчески определить свое место в со­ ветской литературе. На протяжении полутора десятков лет Федин постоянно ощущал внимание и поддержку Горького, и это имело в его жизни ш творчестве первостепенное значение. Недаром в своем письме к Горькому от 28 декабря 1924 года Федин называл его своим учителем, помощником и освобо­ дителем 3. Уделяя в романах «Города и годы» (1924) и «Братья» (1928) главное внимание проблемам интеллигенции, искусства, Федин стремится в то же время и к художественному изобра­ жению партии и народа, созданию нового героя. Однако огра­ ниченность мировоззрения и эстетических позиций, неглубокое 1 К. Федин, Не снижать уровня своего искусства. «Литературный Ленинград», 8 апреля 1936 г., № 17. з См. Архив А. М. Горького. Письма к Н. С. Тихонову от 25 января 1925 г., шифр: ПГ-рл-44-7-2; к И. Калинникову от 11 ноября 1925 г., шифр: ПГ-рл-18-3-19; к Н. Н. Фатову от 20 января 1926 г., шифр: ПГ-рл-47-3-5; к К. А. Федину от 18 января 1925 г., шифр: ПГ-рл-47-5-10, от 17 декабря 1925 г., шифр: ПГ-рл-47-5-12, от 13 ноября 1925 г., шифр: ПГ-рл-47-5-16. з Архив А. М. Горького, шифр: КГ-П.81-1-11. 6* 83

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=