УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
конгресса Коммунистического Интернационала и слушал выступление Ленина. Очерк «Крупицы солнца» 1, в котором писатель рассказал об этом событии, представляет собой боль шой интерес, потому что это — не столько отчет корреспон дента, сколько попытка запечатлеть облик вождя партии художественными средствами. «Пионер рождающегося нового»,— так называет Федин великого вождя. Писатель раскрывает величие Ленина в его близости к народным массам. Ленин— не тот вождь, который стоит над «толпой». Он всегда с народом, в постоянном обще нии с ним. Вот Ленин входит в зал, где заседает конгресс, «за ходит в самую глубь поднявшейся толпы, протягивает кому-то- руки. Кто этот старик, который так чинно, по-крестьянски по здоровался с Лениным? Может быть, старый друг, старый товарищ, добрый знакомый из мужиков». Ленин — подлинно народный вождь, дела и слова которого близки пролетариям всех стран; речь его «понятна без слов всем чужеземцам. Когда в ораторе горит огонь негодования, пылает пламя ненависти и клокочет, бурлит любовь к свобо де, он может говорить на каком угодно языке — его поймут все народы». Хорошо передает Федин и всенародную любовь к Ленину. Эта любовь искренна, она завоевана великими делами, обессмертившими имя вождя. Когда Ленин взошел на трибуну, лавина восторженных оваций встретила его. Ленин долго не мог начать говорить: «Люди должны были решить про себя, что убедили вождя в своей любви к нему». Федину пока еще не удалось в «Крупицах солнца» воссоз дать конкретный, зримо ощутимый облик Ильича, он лишь «дал несколько штрихов о выступлении Ленина»2. Не всегда язык очерка соответствует реалистической манере повествова ния. Федин и здесь подчас грешит «красивостями», усложнен ной метафоричностью. К очерку «Крупицы солнца» писатель вновь вернется через 19 лет и положит его в основу своих но вых произведений о В. И. Ленине. Этот же очерк будет ис пользован им и в книге «Горький среди нас» (1943). Разобранные рассказы и очерки убеждают нас в искреннем желании молодого писателя активно помогать людям совет ской страны в борьбе за социалистические идеалы. Именно они, эти забытые произведения, а не рассказы «Пустыря», явились началом, истоком его писательского пути. * * * После окончания гражданской войны Федин входит в ли тературную группу «Серапионовы братья». Аполитичность, на 1 «Петроградская правда», 21 июля 1920 г., № 159. 2 К. Фе дин , Как возник мой рассказ о Ленине. «Красноармеец»,. 1940, № 3, стр. 21. 82:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=