УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
как Васька-ходок букварь достал» *. Показывая трудности, ко торые подчас встречались на пути культурной революции, Федин обличает здесь бюрократов, тормозивших продвижение книги в широкие народные массы. И когда в сатирическом рас сказе действует положительный герой, в данном случае про стой деревенский парень Васька-ходок, то сила и значение •сатиры несомненно повышаются. Образ Васьки-ходока—боль шая удача писателя. Это поистине новый человек советской де ревни. Напористый и решительный, он не сдается перед бю рократами, ведающими делами культуры и просвещения. Ког да жители деревни Несветаевки захотели учиться, то они послали за букварями Ваську, потому что он был самым энер гичным и деятельным из всех односельчан. Понимая важность возложенного на него поручения, дорожа доверием односель чан, Васька не может вернуться домой без букварей. Он едет и в волость, и в губернский город, и в Москву, и в Петроград, но везде слышит один ответ: «Буквари только по разверстке». А деревня Несветаевка не состоит ни в каких списках, она даже не обозначена на карте. Васька терпит много лишений, но букварь все же достает. Правда, это букварь для церковно приходских школ, и он в деревне не нужен, но ведь Васька еще не знает толка в букварях. Оптимистический тон рассказа вселял в читателя уверен ность, что скоро, очень скоро Васька и миллионы ему подоб ных овладеют не только букварями, но и высотами культуры. В очерке «Музыка будущего»2 Федин дал зарисовку двух революционных матросов, пришедших на симфонический кон церт послушать произведения Скрябина и Вагнера. Увертюра «Риенци» Вагнера настолько захватила этих неискушенных в •музыке простых людей, что они слушали, потрясенные мощью, величайшим смыслом, изумительной красотой мелодии. Подлинное искусство близко и понятно широким массам, и революционный народ России является великим наследником бессмертных творений мировой культуры,—утверждал мо лодой очеркист. Эпизод, описанный в очерке «Музыка будуще го», Федин впоследствии использует в романе «Братья». Федин понимал, что строительство нового мира, рождение нового человека — процесс не стихийный, что руководящая роль в борьбе за великое будущее принадлежит партии ком мунистов. И он один из первых в советской литературе обра щается к воссозданию образа В. И. Ленина, великого вождя Коммунистической партии и советского народа. 19 июля 1920 года Федин в качестве корреспондента «Пет роградской правды» присутствовал на открытии Второго 1 «Петроградская правда», 16 января 1921 г., № 10. 2 Там же, 15:июня 1920 г., № 129. 6 Ученые записки, вып. 8-й 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=