УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

говорной речью, которая не расходится с нормами литератур­ ного языка. Герои говорят просто, по-народному. Некоторые диалектизмы в устах бойцов, встречающиеся в рассказе, вполне оправданы его идейным содержанием. Вот как говорит Серяк: «Тятька с белыми снюхался», «Поучиться тоже охота». Разумеется, «Старый и малый» был далек от совершенства. В развитии сюжета рассказа мало действия, непомерно велика в нем функция диалога. И все же этот рассказ не мог не ока­ зать своего идейно-воспитательного воздействия на фронтового читателя. Тема солдатской! дружбы непохожих друг на друга людей, дружбьц скрепленной едиными целями борьбы за счастье на­ рода, спустя четверть века будет вновь развита писателем в романе «Необыкновенное лето». Образы двух фронтовых това­ рищей Ипатьева и Карнаухова из этого романа по идейно-ху­ дожественным достоинствам стоят значительно выше героев ранних рассказов. Пристальное внимание писателя в годы гражданской вой­ ны привлекали не только красные воины, но и рабочие. Федин отправляется на знаменитый Путиловский завод, где наблюдает жизнь рабочих, воплощающих лучшие революционные качест­ ва российских пролетариев. Свои впечатления от этих посеще­ ний Федин излагает в очерке «У путиловцев» '. Очерк пред­ ставляет собой художественный рассказ о перевыборах в Петроградский Совет. Не случаен и подзаголовок этой кор­ респонденции: «Вместо отчета о выборах». В очерке еще нет развернутых образов, а даны лишь контурные зарисовки. Но знаменателен сам факт обращения Федина к теме рабочего класса. Очеркист рассказывает о героических тружениках, ставших горячими патриотами молодой Советской республики. Один за другим выступают на собрании путиловцы, единодуш­ но одобряя деятельность Советской власти. Вот «говорит бога­ тырь в пропитанной гарью одежде: — Верно! — говорит он, и ему кивают такие же богатыри, и он улыбается гордо». Его сменяет маленький старик с сизым лицом. Его слова звучат клятвой верности путиловских ра­ бочих Советской республике: «Покеда путиловцы живы, со- вецкая Рассея не пропадет!» Мы уже отмечали, что в рассказе «Совесть» был заметен контраст между книжными оборотами авторской речи и раз­ говорным языком героев. В очерке «У путиловцев» этот конт­ раст еще более разителен. Идейному замыслу очерка — пока­ зать новых людей — совершенно не соответствует стиль описа­ ния панорамы Путиловского завода: «Пятна одежды, люди, 1 «Петроградская правда», 27 июня 1920 г., № 140. 79

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=