УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

трафаретных ситуаций. Каждое новое сюжетное положение оригинально, читатель до самого конца не может предугадать последующих событий. И вместе с тем, в рассказе заметно ха­ рактерное для раннего творчества Федина несоответствие меж­ ду изысканной, насыщенной усложненными метафорическими выражениями авторской речью и народным разговорным язы­ ком героев. Вот как изощренно описаны болезненные ощущения ранено­ го в руку Жукова: «Чугунная перчатка на руке становилась тяжелее, в локоть вонзились чьи-то острые зубы, перед глазами носились блестящие точки, кружась в каком-то вихре и засло­ няя своим мерцанием мрачные стволы деревьев». И в то же время автор достоверно передает особенности лексики и син­ таксиса разговорной крестьянской речи в жалобах и причита­ ниях всем недовольного Смычка: «Чертова жизнь! Гоняют туг, как кобылу на гумне. Так и пропадешь ни за что... То ли дело дома! На село сходить надо — сразу закладай и айда, по­ ехал». В трудный для нашей родины 1920 год Федин на примере подлинно гуманного поступка рядового Жукова воспитывал у читателя чувство советского патриотизма, готовность до кон­ ца выполнить революционный долг. Эпизод из жизни красного солдата стал для тысяч советских людей образцом для подражания. В забытом рассказе «Совесть» Федин был несравненно ближе к решению задач революционного искусства, нежели в получивших широкую известность рассказах сборника «Пу­ стырь». Не случайно, что темы «Пустыря» не получили в круп­ ных произведениях Федина дальнейшего развития, а рассказ «Совесть» оказался весьма близким по своей проблематике к образам революционных солдат из романа «Необыкновенное лето», ставшим творческим достижением литературы социали­ стического реализма. Образ Жукова во многом перекликается с образом красно­ армейца Ипата Ипатьева, который также решительно осуж­ дает своего однополчанина Никона Карнаухова, задумавшего покинуть поле боя. Здесь автор идет гораздо дальше, глубже раскрывая в Ипатьеве новые качества революционного бойца, носителя социалистических идеалов. Если Жуков не желает больше помогать Смычку и покидает раненого, то Ипатьев в сходной ситуации не отворачивается от провинившегося това­ рища, а стремится перевоспитать его. Немалый интерес не только для исследователя, но и для рядового читателя представляет собой и другой забытый рас­ сказ К. Федина — «Старый и малый»1. Это произведение, на­ 1 «Боевая правда», 1 января 1920 г., № 1. 77

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=