УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

неный в руку, он находится в полевом госпитале, который ок­ ружили белополяки. Стремясь вырваться из окружения, Жуков бежит в лес. По дороге он наткнулся на лежащего около дере­ ва стонущего человека. В нем Жуков узнал бойца из своей роты, известного под прозвищем Смычок. Его прозвали так потому, что он вечно был чем-то недоволен и своим скрипучим голосом всегда на что-то жаловался. Смычок стал унизитель­ но умолять Жукова помочь ему выбраться из леса, словно за­ быв, как он недавно издевался над своим товарищем. Автор изображает Жукова человеком высоких моральных качеств, для которого помощь товарищу—непреложный закон. Жуков готов забыть мелочные обиды и выносит раненого Смычка. Трудно было идти, но любовь к жизни и верность товарищескому долгу влекли красного воина вперед. Спо­ ткнувшись, Жуков упал вместе со Смычком, но, «цепляясь за ствол дерева, он поднялся, помог Смычку, потом наклонился и прохрипел: «Ложись на спину. Держись за шею... вот так». И пошел дальше. Остановившись отдохнуть, бойцы разговори­ лись, и Смычок признался, что он давно думает, «как бы из армии этой тягу дать». Раскрывая в образе Жукова новые черты характера про­ стого советского человека, автор показывает, что стремление красноармейца спасти жизнь товарища диктовалось не его жа­ лостью к человеку вообще, а готовностью выполнить свой долг перед товарищем по борьбе. Вот почему, как только Жуков увидел в Смычке малодушного труса, готового дезертировать и изменить революционному народу, он «встал... взглянул на Смычка и тихо, раздельно произнес: «Гадина ты. Вот что». Напрасно Смычок обращается к «совести» красноармейца. Но совесть — не абстрактная категория, совесть революцион­ ного бойца диктует ему быть беспощадным к врагам и преда­ телям — утверждает своим рассказом К. Федин. И Жуков, потративший столько сил, чтобы спасти Смычка, безжалостно покидает труса и изменника. В этом раннем произведении уже проявились некоторые особенности писательского стиля Федина, которые разовьются в его последующих романах. В основе идейного содержания и композиции рассказа лежит излюбленный Фединым прием контраста. Рассказ по­ строен на противопоставлении различных характеров, мировоз­ зрений, поступков. Контрастны и картины природы, которые приобретают определенный символический смысл: мрачно-зло­ вещий ночной пейзаж в начале рассказа, предвещающий тра­ гические события, прямо противоположен оптимистической кар­ тине восходящего солнца — в конце рассказа. Характеры ге­ роев убедительно раскрываются автором в остро-конфликтных ситуациях, в поступках, диалоге. Стремительно и напряженно развивается сюжет, в нем нет 76

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=