УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
неный в руку, он находится в полевом госпитале, который ок ружили белополяки. Стремясь вырваться из окружения, Жуков бежит в лес. По дороге он наткнулся на лежащего около дере ва стонущего человека. В нем Жуков узнал бойца из своей роты, известного под прозвищем Смычок. Его прозвали так потому, что он вечно был чем-то недоволен и своим скрипучим голосом всегда на что-то жаловался. Смычок стал унизитель но умолять Жукова помочь ему выбраться из леса, словно за быв, как он недавно издевался над своим товарищем. Автор изображает Жукова человеком высоких моральных качеств, для которого помощь товарищу—непреложный закон. Жуков готов забыть мелочные обиды и выносит раненого Смычка. Трудно было идти, но любовь к жизни и верность товарищескому долгу влекли красного воина вперед. Спо ткнувшись, Жуков упал вместе со Смычком, но, «цепляясь за ствол дерева, он поднялся, помог Смычку, потом наклонился и прохрипел: «Ложись на спину. Держись за шею... вот так». И пошел дальше. Остановившись отдохнуть, бойцы разговори лись, и Смычок признался, что он давно думает, «как бы из армии этой тягу дать». Раскрывая в образе Жукова новые черты характера про стого советского человека, автор показывает, что стремление красноармейца спасти жизнь товарища диктовалось не его жа лостью к человеку вообще, а готовностью выполнить свой долг перед товарищем по борьбе. Вот почему, как только Жуков увидел в Смычке малодушного труса, готового дезертировать и изменить революционному народу, он «встал... взглянул на Смычка и тихо, раздельно произнес: «Гадина ты. Вот что». Напрасно Смычок обращается к «совести» красноармейца. Но совесть — не абстрактная категория, совесть революцион ного бойца диктует ему быть беспощадным к врагам и преда телям — утверждает своим рассказом К. Федин. И Жуков, потративший столько сил, чтобы спасти Смычка, безжалостно покидает труса и изменника. В этом раннем произведении уже проявились некоторые особенности писательского стиля Федина, которые разовьются в его последующих романах. В основе идейного содержания и композиции рассказа лежит излюбленный Фединым прием контраста. Рассказ по строен на противопоставлении различных характеров, мировоз зрений, поступков. Контрастны и картины природы, которые приобретают определенный символический смысл: мрачно-зло вещий ночной пейзаж в начале рассказа, предвещающий тра гические события, прямо противоположен оптимистической кар тине восходящего солнца — в конце рассказа. Характеры ге роев убедительно раскрываются автором в остро-конфликтных ситуациях, в поступках, диалоге. Стремительно и напряженно развивается сюжет, в нем нет 76
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=