УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

Последний пункт соглашения о признании свободными ра­ бов, сражавшихся на стороне Помпея, заслуживает особого внимания. На первый взгляд может показаться, что Помпей, по настоянию которого несомненно было включено это усло­ вие, является здесь защитником рабов. Но это противоречит тому, что нам известно о планах и притязаниях Помпея. Роль защитника рабов несовместима с положением соправителя триумвиров. Есть основания предполагать, что даже не все ра­ бы в лагере Помпея получали свободу. На кораблях его, за­ хваченных полководцем Агриппой в сражении при Милах, нижние ряды гребцов оказались запертыми *. Видимо, эти гребцы были и остались рабами. На рабов была переложена вина за убийство Мурка и, чтобы придать больше убедитель­ ности этому вымыслу, рабы были распяты 2. И самый факт об­ винения рабов, и типичный способ расправы с ними изобли­ чают Помпея как обыкновенного рабовладельца. Но бывшие рабы составляли в сицилийском лагере боль­ шинство. Помпей мог добиться признания своих прав и тре­ бований знати, лишь опираясь на эту наиболее боеспособную и надежную силу. Поэтому он вынужден был считаться с ее требованиями. Они сводились, как мы уже видели, к тому, чтобы сохранить полученную свободу. Это и заставило Секста Помпея добиваться того, чтобы узаконить положение бежав­ ших рабов, как свободных, а вместе с тем легализовать и свое положение правителя, опиравшегося на войско свободных. Анализ соглашения в Путеолах еще раз приводит нас к выводу о противоположности и непримиримости интересов ос­ новных социальных групп, участвовавших в сицилийском дви­ жении: рабовладельческой знати и рабов. Знать, возлагавшая прежде надежды на Секста Помпея, как на защитника респуб­ лики. а потом разочаровавшаяся в нем, бросала оружие и от­ ходила от движения. Рабы же, не желавшие ни мириться с рабовладельцами, ни возвращаться в Италию, сохраняли и оружие и преобладающую роль в сицилийском лагере. 0 том, что перевес сил был здесь на стороне низов рабо­ владельческого общества, говорит и своеобразное идеологиче­ ское оформление власти Помпея. Он называл себя сыном Неп­ туна, приносил жертвы ему как покровителю; пурпурный плащ римского полководца сменил на лазоревую одежду, со­ ответствующую цвету моря 3. На кого, то есть на какие со­ циальные слои, были рассчитаны эти теократические обосно­ вания власти? Очевидно, не на знать, у которой они могли вызвать лишь раздражение. Дион и Аппиан, выражая взгля­ ды этой знати, пишут о культе Нептуна с нескрываемым пре­ 1 А р р., в. С., V, 107. 2 Т а м ж е, V, 70. 3 Арр., В. С., V, 100; D io , 48, 19; 48, 48. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=