УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
Последний пункт соглашения о признании свободными ра бов, сражавшихся на стороне Помпея, заслуживает особого внимания. На первый взгляд может показаться, что Помпей, по настоянию которого несомненно было включено это усло вие, является здесь защитником рабов. Но это противоречит тому, что нам известно о планах и притязаниях Помпея. Роль защитника рабов несовместима с положением соправителя триумвиров. Есть основания предполагать, что даже не все ра бы в лагере Помпея получали свободу. На кораблях его, за хваченных полководцем Агриппой в сражении при Милах, нижние ряды гребцов оказались запертыми *. Видимо, эти гребцы были и остались рабами. На рабов была переложена вина за убийство Мурка и, чтобы придать больше убедитель ности этому вымыслу, рабы были распяты 2. И самый факт об винения рабов, и типичный способ расправы с ними изобли чают Помпея как обыкновенного рабовладельца. Но бывшие рабы составляли в сицилийском лагере боль шинство. Помпей мог добиться признания своих прав и тре бований знати, лишь опираясь на эту наиболее боеспособную и надежную силу. Поэтому он вынужден был считаться с ее требованиями. Они сводились, как мы уже видели, к тому, чтобы сохранить полученную свободу. Это и заставило Секста Помпея добиваться того, чтобы узаконить положение бежав ших рабов, как свободных, а вместе с тем легализовать и свое положение правителя, опиравшегося на войско свободных. Анализ соглашения в Путеолах еще раз приводит нас к выводу о противоположности и непримиримости интересов ос новных социальных групп, участвовавших в сицилийском дви жении: рабовладельческой знати и рабов. Знать, возлагавшая прежде надежды на Секста Помпея, как на защитника респуб лики. а потом разочаровавшаяся в нем, бросала оружие и от ходила от движения. Рабы же, не желавшие ни мириться с рабовладельцами, ни возвращаться в Италию, сохраняли и оружие и преобладающую роль в сицилийском лагере. 0 том, что перевес сил был здесь на стороне низов рабо владельческого общества, говорит и своеобразное идеологиче ское оформление власти Помпея. Он называл себя сыном Неп туна, приносил жертвы ему как покровителю; пурпурный плащ римского полководца сменил на лазоревую одежду, со ответствующую цвету моря 3. На кого, то есть на какие со циальные слои, были рассчитаны эти теократические обосно вания власти? Очевидно, не на знать, у которой они могли вызвать лишь раздражение. Дион и Аппиан, выражая взгля ды этой знати, пишут о культе Нептуна с нескрываемым пре 1 А р р., в. С., V, 107. 2 Т а м ж е, V, 70. 3 Арр., В. С., V, 100; D io , 48, 19; 48, 48. 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=