УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

■представить, выразить, смерить, изобразить движения, не пре­ рвав непрерывного, не упростив, угрубив, не разделив, не омертвив живого. Изображение движения мыслью есть всегда огрубление, омертвление, — и ие только мыслью, но и ощуще­ нием, и не только движения, но и всякого понятия» К И далее Ленин отмечает: «И в этом есть суть диалектики. Эту-то суть и выражает формула: единство, тождество противополож­ ностей». Вместе с тем понятия (как и предметы, явления в действи­ тельности) не изолированы друг от друга. «Великая основная мысль, — что мир состоит не из готовых, законченных вещей , а, представляет собой совокупность процессов, в которой вещи, кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой мыс­ ленные их снимки, понятия, находятся в беспрерывном изме­ нении, то возникают, то уничтожаются...—эта великая основная мысль со времени Гегеля до такой степени вошла в общее со­ знание, что едва ли кто-нибудь станет оспаривать ее в ее об­ щем виде» 2. Ленин, раскрывая суть диалектики, пишет: «Начать с са­ мого простого, обычного, массовидного etc., с предложения любо г о : листья дерева зелены; Иван есть человек; Жучка есть собака и т. п. Уже здесь (как гениально заметил Гегель) есть диалектика: отдельное есть общее... Значит, противопо­ ложности (отдельное противоположно общему) тождествен­ ны: отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное... всему познанию человека вообще свойственна диалектика. А естествознание показывает нам... объективную природу в тех же ее качествах, превращение отдельного в об­ щее, случайного в необходимое, переходы, переливы, взаим­ ную связь противоположностей»3. Именно эта диалектичность мышления дает возможность по-разному использовать слова, выражающие понятия: «...че­ ловеческие понятия не неподвижны, а вечно движутся, перехо­ дят друг в друга, переливают одно в другое, без этого они не отражают живой жизни. Анализ понятий, изучение их, «искус­ ство оперировать с ними» (Энгельс) требует всегда изучения движения понятий, их связи, их взаимопереходов» 4. Чрезвычайно важно отметить, что в чистом виде (т. е. без дополнительных наслоений) при названных нами трех воз­ можных употреблениях мы имеем дело не с разными значения­ ми каждого данного слова, а с одним его значением. Если же у 1 В. И. Л е н ин, Философские тетради, Партиздат, 1936, стр. 268. 2 Ф. Энг е ль с , Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Госполитиздат, 1949, стр. 37. 3 В. И. Л е н и н, Философские тетради, Партиздат, 1936, стр. 326—327. 4 Там же, стр. 262. 221

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=