УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
го одного, а отличного индивидуальными признаками от дру гих) указывает слово «этого» в данной конкретной ситуации (так как вообще-то всякий есть «этот»), И, наконец, в примере 11 такое же выделение (во всех слу чаях, кроме первых двух, где мы имеем аналогию с примером вторым), также имеет место, хотя и не сопровождается словес ным указанием, а определяется данной ситуацией, данным конкретным положением вещей. Таким образом, общее, особенное и единичное, диалекти чески сочетающиеся в понятии, лежащем в основе значения слова, могут при употреблении слова в речи меняться плана ми, по-разному относиться одно к другому. & Возможность такой «перестановки планов» в выражении обобщенного и отдельного, индивидуального из всех частей речи наиболее имеется у существительного, так как именно «значение предметности служит тем семантическим средством, с помощью которого из названия единичной вещи возникает обобщенное обозначение целого класса однородных вещей или выражение отвлеченного понятия?'1. Итак, существительное (мы говорим пока о единственном числе) может употребляться в речи для выражения понятия: 1) когда на первый план выступает момент общего, суще ственного; 2) когда наряду с общим отмечается то, что такое общее реализуется в отдельных, частных случаях, т. е. когда это общее «расшифровывается»; 3) когда при «расшифровке» общего выделяется индивидуальное, отличное от всех других «отдельных», составляющих данное общее. Другими словами, «в богатстве особенного, индивидуального, отдельного», во площенного во всеобщем (Ленин), может при общении акцен тироваться, выделяться одна из этих трех сторон понятия. «Верно, конечно, что общее воплощает в себе существенные черты особенного и единичного, но если последние все же от секаются, игнорируются, то такое общее не способно вопло тить в себе богатство особенного и единичного, а потому не может отобразить сущность движения и развития»2. И при таком «отсечении» (а лучше — «игнорировании») в понятии слово может при общении оказаться достаточным (это почти всегда так в слове, взятом отдельно). «Для позна ния отдельного явления (предмета) можно выключить это яв ление (предмет) из общей цепи явлений. Такое препарирова ние единицы мышления из всего процесса мысли в целях его изучения является вполне закономерным»3. «Мы не можем 1 В. В. Вин о г р а д о в , Русский язык, Учпедгиз, 1947, стр. 48. 2 В. И. Че рке с ов , Некоторые вопросы понятия в диалектической логике, «Вопросы философии», 1956, № 2. 3 Е. М. Г а л к и н а - Фе д о р у к , Слово и понятие, Учпедгиз, 1956. стр. 38. 220
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=