УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
Нам представляется, что как раз вопрос об артикле, кото рый довольно подробно исследован как в советской, так и в зарубежной лингвистической литературе, настоятельно тре бует установления таких связей и соответствий. Из существующих в лингвистической литературе трактовок артикля наиболее убедительной и соответствующей фактам языка нам представляется точка зрения проф. А. И. Смирниц- кого, изложенная им в его университетских курсах (МГУ). В диссертации *Г. Н. Сергеевой «К вопросу о значащем отсут ствии артикля перед именами существительными в современ ном английском языке»1 положения профессора А. И. Смир- ницкого суммированы следующим образом (со ссылкой1'на сте нограмму университетского курса): «Оп р е д е л е нный а р т и к л ь либо выделяет, инди видуализирует предмет «внутри» данного класса предметов, либо объединяет весь класс и противопоставляет его другим классам предметов (т. е. также имеет индивидуализирующее значение). Не о п р е д е л е н ный а р т и к л ь назван в курсе проф. Смирницкого «классифицирующим», он как бы «классифици рует» существительное, как принадлежащее к определенному классу однородных предметов, причем любой «представитель» может замещать целый класс. ...Употребление н у л е в о г о а р т и к л я при существи тельном связано с выражением данного понятия в его наибо лее обобщенном виде. Нулевой артикль употребляется тогда, когда требуется выразить самое отвлеченное наименование предмета вне какой-либо классификации или индивидуали зации»2. «Существительное, принадлежащее к классу предметов»— это, конечно, неудачная формулировка автора диссертации, не отражающая существа дела. Но даже отвлекаясь от нее— что означает «понятие в его наиболее обобщенном виде»? По чему определенный артикль «выделяет, индивидуализирует предмет», неопределенный — «как бы «классифицирует» су ществительное», а нулевой «выражает обобщенное представ ление о предмете» (стр. 5) и в то же время «употребляется тогда, когда требуется выразить самое отвлеченное наимено вание (?) предмета»? Другими словами, где выражено обоб щенное представление, классификация и индивидуализация— в артикле или где-то еще, — а артикль лишь употребляется, когда такое обобщенное представление выражается? Как уже ясно из сказанного, для выяснения природы ар тикля первостепенно важным становится рассмотрение обоб щающей роли слова, отношение слова и понятия. 1 Институт языкознания АН СССР, Москва, 1952. См. также статью того же автора в журнале «Иностранные языки в школе», 1953, № 1. 2 Автореферат диссертации, стр. 3—4. 214
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=