УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
рязанской письменности XVII—XVIII веков, хранящиеся в Центральном Государственном архиве древних актов и до сих пор не подвергавшиеся изучению. В работе использованы следующие источники: грамоты Солотчинского монастыря 1 (255 грамот), отказные книги №№ 1 и 2 по г. Рязани2, писцо вые книги г. Рязани №№ 400 и 401. Грамоты Солотчинского монастыря представляют собой часть когда-то очень обширного архива, собранного в резуль тате хозяйственной и, главным образом, управленческой дея тельности монастыря в его вотчинах. Среди рукописей нахо дим грамоты самого разнообразного содержания: «плаченые» записи, отписки посельскйх старцев, сказки монастырских кре стьян, многочисленные челобитные, дела по челобитным. Все эти документы достаточно ярко отражают живой язык. Вопрос о писцах может быть решен достаточно точно, хо тя и не все грамоты имеют подписи. Обычно писцы, по свиде тельству Добросклонского3, выбирались из числа братии мо настыря. Часто об этом говорят и грамоты, имеющие подписи. Например: «поручную запись писал того же Солотчинского монастыря дьячек Афонка Яковлев» или «писал села Романо ва дьячек Карпунка Лукьянов» и т. п. Отказные книги почти все имеют подписи. Как правило, отказы писались церковными дьячками, иногда попами и да же старостами, но всегда людьми местными. В отличие от грамот Солотчинского монастыря и отказных книг, писцовые книги не имеют подписей, хотя в них просле живается большое количество почерков. Учитывая тот факт, что обычно для писцового дела использовались местные пло щадные подьячие4, предполагаем, что авторами изученных писцовых книг были писцы-рязанцы. Писцовые книги при влекались нами к исследованию лишь в качестве дополнитель ного материала. Таким образом, использовался материал, на писанный людьми местными, которые в своем письме могли отражать особенности своего произношения, т. е. особенности рязанского говора. Графика всех изученных памятников, несмотря на разнооб разный характер привлеченных источников, достаточно одно образна: все исследуемые памятники написаны северо-восточ ной или московской скорописью XVII века со всеми присущи ми ей особенностями. В исследовании языка памятников мы стремились выявить черты живого языка писцов-рязанцев на основе анализа дан- 1 Фонд 1202 ЦГАДА. 2 Поместный приказ ЦГАДА. 3 А. П, Д о б р о с к л о н с к ий, Солотчинский монастырь, его слуги и крестьяне в XVII веке. М., 1888. 4 С. Ве с е л о в с кий , Сошное письмо, т. II, М., 1915, стр. 35. 13 Ученые записки, вып. 8-й 193
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=