УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

В первых главах с этой проблемой связан круг иносказа­ ний, в центре которых стоит выражение «культ самосохра­ нения»: «Есть множество средств сделать человеческое существова­ ние постылым, но едва ли не самое верное из них— это за­ ставить человека посвятить себя культу самосохранения. Ре­ шившись на такой подвиг, надлежит победить в себе всякое буйство духа и признать свою жизнь низведенною на степень бесцельного мелькания на все то время, покуда будет длиться искус животолюбия» *. Прямое понимание выражения «культ самосохранения»,, как заботы о здоровье, ставшей основной целью жизни, не ис­ черпывает смысла этих слов. Противопоставление «самосохра­ нения» «буйству духа» и сближение его с «бесцельным мель­ канием» (этим выражением Щедрин постоянно называетжизнь, лишенную передовых идеалов) говорит о том, что понимать его надо в политическом плане, как стремление избежать пресле­ дований правительства ценой отказа от политической борьбы. Вокруг выражения «культ самосохранения» группируются другие уточняющие выражения: «бесцельное мелькание», «без­ ответственность и праздность», «чрезмерное, может быть, не­ заслуженное животолюбие», «нагуливание животов» и др. Все они имеют общее значение: «личное благополучие, связанное с отказом от политической борьбы и от лучших идеалов челове­ чества». Все эти выражения у Щедрина имеют яркую ирони­ ческую окраску, и эта ирония направлена против тех интелли­ гентов, которые предавались «культу самосохранения». В VII главе вопрос ставится по-иному. Ироническая форму­ ла «культ самосохранения» уступает место остросатирической, почти трагической формуле «шкурный инстинкт». «Жизненные тревоги последнего времени настолько уж раз­ вратили нас, что каждый в своих действиях и суждениях почти исключительно выходит из представления о «шкуре». Боязнь за «шкуру», за завтрашний день — вот основной тезис, из которого отправляется современный русский человек»... «Шкурный инстинкт» грозит погубить, если уже не погубил, все прочие жизненные инстинкты» 2. Основанием для образования формулы «шкурный инстинкт» послужил термин — «инстинкт самосохранения». «Шкурный инстинкт» отличается от инстинкта самосохранения тем, что он является не только досоциальным, но в то же вре­ мя и антисоциальным, ибо он вступает в силу тогда, когда ин­ дивидуум, защищая свои интересы, свое физическое или соци­ альное бытие, вольно или невольно идет в разрез с интереса- 1 Т. XIV, стр. 61. 2 Там же, стр. 266. 190

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=