УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
В первых главах с этой проблемой связан круг иносказа ний, в центре которых стоит выражение «культ самосохра нения»: «Есть множество средств сделать человеческое существова ние постылым, но едва ли не самое верное из них— это за ставить человека посвятить себя культу самосохранения. Ре шившись на такой подвиг, надлежит победить в себе всякое буйство духа и признать свою жизнь низведенною на степень бесцельного мелькания на все то время, покуда будет длиться искус животолюбия» *. Прямое понимание выражения «культ самосохранения»,, как заботы о здоровье, ставшей основной целью жизни, не ис черпывает смысла этих слов. Противопоставление «самосохра нения» «буйству духа» и сближение его с «бесцельным мель канием» (этим выражением Щедрин постоянно называетжизнь, лишенную передовых идеалов) говорит о том, что понимать его надо в политическом плане, как стремление избежать пресле дований правительства ценой отказа от политической борьбы. Вокруг выражения «культ самосохранения» группируются другие уточняющие выражения: «бесцельное мелькание», «без ответственность и праздность», «чрезмерное, может быть, не заслуженное животолюбие», «нагуливание животов» и др. Все они имеют общее значение: «личное благополучие, связанное с отказом от политической борьбы и от лучших идеалов челове чества». Все эти выражения у Щедрина имеют яркую ирони ческую окраску, и эта ирония направлена против тех интелли гентов, которые предавались «культу самосохранения». В VII главе вопрос ставится по-иному. Ироническая форму ла «культ самосохранения» уступает место остросатирической, почти трагической формуле «шкурный инстинкт». «Жизненные тревоги последнего времени настолько уж раз вратили нас, что каждый в своих действиях и суждениях почти исключительно выходит из представления о «шкуре». Боязнь за «шкуру», за завтрашний день — вот основной тезис, из которого отправляется современный русский человек»... «Шкурный инстинкт» грозит погубить, если уже не погубил, все прочие жизненные инстинкты» 2. Основанием для образования формулы «шкурный инстинкт» послужил термин — «инстинкт самосохранения». «Шкурный инстинкт» отличается от инстинкта самосохранения тем, что он является не только досоциальным, но в то же вре мя и антисоциальным, ибо он вступает в силу тогда, когда ин дивидуум, защищая свои интересы, свое физическое или соци альное бытие, вольно или невольно идет в разрез с интереса- 1 Т. XIV, стр. 61. 2 Там же, стр. 266. 190
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=