УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
Ясное понимание единства целей и методов международ ной реакции позволяет Щедрину пользоваться единой терми нологией для характеристики политической жизни разных го сударств. Уже в I главе он использует термин «бонапартист» применительно к России («иод бонапартистом я разумею во обще всякого, кто смешивает выражение «отечество» с выра жением «ваше превосходительство» и даже отдает предпочте ние последнему перед первым. Таких людей во всех странах множество, а у нас до того довольно, что хоть лопатами огре бай»1). В IV главе русская формула «увенчание здания» ис пользуется для характеристики внутреннего положения Франции: «Но кто же может сказать, что бы тогда вышло? (В случае победы Франции в 1870 г.— М. Ч.). Вероятнее всего, сидел бы Бонапарт и увенчивал бы да увенчивал здание... А теперь в это здание затесался Мак-Магон, и делает оттуда пруссаку книксен, а на безоружных пассажиров покрикивает» 2. Здание, которое созидалось во Франции сначала Бонапар том, а затем Мак-Магоном, это бонапартизм, характеристику которого находим в этой же IV главе: «Казалось (да и в действительности так было), что причина всех бедствий заключалась единственно в Бонапарте, этом постыднейшем из бандитов, когда-либо удручавших мир позо ром своего тяготения... Он, бесчестный, ненавистный и втайне презираемый, но упитанный и самодовольный, он и шайка бан дитов, помогшая ему зарезать Францию. У ног его лежало пораженное испугом людское стадо, а массы «лучших людей» изнывали в ссылках и в изгнании» 3. Смысл выражения «увенчание здания» применительно к современной Франции раскрывается сатириком совершенно яс но: умерщвление живого духа в стране, превращение общест ва в испуганное стадо, каторга и ссылка для непокорных — вот цель и венец внутренней политики Бонапарта иМак-Маго- па. К этой же цели стремятся и русские бонапартисты, авторы «устава о кантонистах», «теории смерча», «теории кукиша с маслом» и др. Если раньше, когда речь шла о России, выражение «увен чание здания» сохраняло известную «двуплановость», допу скало истолкование в традиционно-либеральном духе, то здесь возможность такого истолкования полностью устраняет ся автором. В этой связи становится совершенно понятной та оценка демократических свобод и самой французской консти туции, которая дается рассказчиком в его разговоре с сенато ром Лабуле: 1 Т. XIV, стр. 65. 2 1 а м же, стр. 166. 3 Т а м ж е, стр. 164—165. 182
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=