УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
ложенной в основу «теории смерча», и причин, которые привели к ее краху. «Сознаюсь, это была идея, несколько суровая. Я хотел все видеть, все слышать, все знать. Разумеется, это было не обходимо мне для того, чтоб иметь возможность вырвать с кор нем плевела... Повторяю: это была идея грандиозная, благодетельная, но... чересчур суровая. В настоящее время я понял это и значительно-таки смягчил свою систему. И знаете ли почему?.. А потому, мой друг, что, думая вырывать плевела, я почти всегда вырывал добрые колосья» К Обратим внимание на то, что признание им самим полного краха «теории смерча» отнюдь не заставляет его взять под сомнение, даже частично, те цели, которые преследует его по литика. Вопрос может стоять лишь о путях к их достижению. «Смягченный вариант смерча» выступает в очерках под име нем «теория кукиша с маслом»: «...кто же поручится, что он (граф Твэрдоонто) не воспря нет и опять? что у него уже не созрела в голове теория кукиша с маслом, и что он, со свойственной ему ретивостью, не поспе шит положить и эту новинку на алтарь отечества, при первом кличе: шествуйте, сыны!» 2 Реальным основанием для такого «прогноза» служила са тирику современная действительность. То, что, по его словам, могло созреть в голове у Твэрдоонто, на самом деле уже про водилось в жизнь под именем «политики доверия», во главе которой стоял сменивший Д. Толстого граф Лорис-Меликов. Эта политика, имевшая целью отделаться от смут небольшими уступками, свидетельствовала о том, что русская реакция изменила свою тактику, перешла к новым способам борьбы. По нимая причины такого «поворота», Щедрин справедливо трак тует его как новое звено в цепи прежних мероприятий прави тельства, направленны^ против народа. «Теория кукиша с мас лом» включается им в тот' же логический ряд, о котором мы говорили выше («устав о кантонистах», «теория смерча», «теория кукиша с маслом»), и оказывается в положении ви дового понятия по отношению к «увенчанию здания». Однако в тексте очерков это отношение не раскрывается, видимо, пото му, что сатирик не сомневался в близком крахе этой очень не умной политики и не верил, чтобы она даже на короткий срок могла сойти за «увенчание здания» как в одном, так и в дру гом смысле этого выражения. Дальше мы встречаемся с выражением «увенчание здания» в IV главе, где оно используется сатириком для характеристи ки общественной жизни Франции, страдавшей в общем теми же недугами, что и Россия. 1 Т. XIV, стр. 144. 2 Т а м ж е, стр. 151. 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=