УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
Значительно сложнее группа иносказаний, связанных с разоблачением политической программы русского правитель ства. Центральным словом этой группы является «конститу ция». «Как известно, «конституция» и «куши» составляют больное место русской современности, но конституцию понима ют смутно и каждый по своему, а «куши» всеми понимаются ясно и одинаково»,— говорит сатирик в первой главе1. Действительно, во второй половине XIX века, когда путь капиталистического развития России вполне определился, са мые различные общественные группировки оказались заинте ресованными в конституции, ограничивающей самодержавие. Однако в вопросе о том, каково должно быть ее конкретное содержание, никакого единства мнений не было. «Всякий требует лично для-себя конституции: мне, говорит, подай конституцию, а прочие пусть, по-прежнему, довольству ются ранами и скорпионами»2, — так характеризует это по ложение Щедрин. Свою задачу он видит в том, чтобы выяс нить, что представляют собой мечты о конституции и сама кон ституция с точки зрения каждой из основных группировок со временного ему общества. С этой целью он использует наряду с термином «конститу ция» ряд других выражений, каждое из которых имеет свои оттенки и отражает устремления той социальной среды, кото рая создала его и пользуется им. Основные из них: «конститу ция», «констинтунции», «увенчание здания», «иллюзии» и «illusions perdues». I. Слово «констинтунции» вложено Щедриным в уста «кровопивцев» Колупаева и Разуваева. Безбожно коверкая трудное и новое для них иностранное слово, они не очень ясно понимают и его значение. Но одно для них несомненно: «кон- стинтунции» должны узаконить и упрочить тот грабеж, кото рым они занимаются постоянно, но пока еще без опоры на закон. «Нам чтоб «констинтунциев» дали, а толоконников чтоб к нам под начал определили, да чтобы за печатью: и ныне, и присно, и во веки веков», — так формулирует их мысли Щедрин. Политически незрелая русская буржуазия еще не доросла до того, чтобы требовать ограничения самодержавия. Ее дея тельность еще могла успешно развиваться в рамках сущест вующего строя. Поэтому «конституция» мыслктся ими не как законы, ограничивающие монархическую власть, а лишь как законы, обеспечивающие их собственную безнаказанность и сохранность их накоплений. 1 Т. XIV, стр. 79. 2 Т а м ж е, стр. 73. 176
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=