УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

теска и гиперболы (сбежал в подворотню, привезли в церковь в мешке и т. п. утрировки). Литературными прототипами глубоко жизненного образа Остапенко являются Шпонька и Подколесин. Нам представ­ ляется, что завершением развития этого типа в русской классической литературе явился образ Беликова1. Боязнь все­ го нового, требующего смелости и решительности, стремление оградить человека от жизни, замуровать его, убить в нем жи­ вые страсти и стремления характерно для галереи образов «обидчивых пуритан». III Особую часть романа составляют мемуары Панкратьева, хотя они в «Перл создания» и не должны были входить. Это— краткий вариант автобиографии, над которой Чернышевский работал в Петропавловской крепости с 8 июля по 6 ноября 1863 года2. Мемуары Панкратьева, по замечанию автора, и должны были, в противовес сказочности и эфирности многих страниц романа, внести местный национальный колорит. Рассказчик насыщает их обильным материалом из «доистори­ ческих» и «исторических» времен как жизни его предков, так и Саратова в целом. Рассуждения Панкратьева заставляют углубиться в анализ бытовых явлений, показанных им в мемуарах, и через быт и нравы сделать выводы политического характера. Если уродли­ вые, неразумные явления встречаются на каждом шагу, зна­ чит сама форма общественной жизни способствует выращива­ нию их. Они— только следствие их социального идиотизма 3. В комедии «Ревизор» Гоголь сделал намек на личность развязного беспринципного журналиста, приятеля Хлестако- 1 Гоголевские образы в модернизированном виде использовал не только Чернышевский. С подобным типом мы встречаемся и в произве­ дении Г. И. Успенского. Так, Марья Ильинична, выращивая сына, заботилась о том, чтобы он ничего не знал, кроме четырех стен. И она достигла успеха. «— Семен! — сказала раз ему мать.—Уж ты сегодня чижика-то не чисть... некогда— мы с тобой к невесте пойдем. У Семена и руки и ноги задрожали. — К какой, маннька, к невесте? — К твоей... — Маннька, как же это?.. Я, ей-богу... Маменька несколько даже усмехнулась...» (Г. И. Ус п ен ский , Собр. соч., ГИХЛ, т. 1, 1955, стр. 443). 2 См. т. XII, стр. 796, примечание № 80. 3 И. Фролов, занимавшийся исследованием «Автобиографии» Черны­ шевского, указал, что за невинной формой детской повести скрывается «одно из важнейших политических произведений Чернышевского». («Лит. наследство», № 3, 1932, стр. 250). 165

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=