УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
теска и гиперболы (сбежал в подворотню, привезли в церковь в мешке и т. п. утрировки). Литературными прототипами глубоко жизненного образа Остапенко являются Шпонька и Подколесин. Нам представ ляется, что завершением развития этого типа в русской классической литературе явился образ Беликова1. Боязнь все го нового, требующего смелости и решительности, стремление оградить человека от жизни, замуровать его, убить в нем жи вые страсти и стремления характерно для галереи образов «обидчивых пуритан». III Особую часть романа составляют мемуары Панкратьева, хотя они в «Перл создания» и не должны были входить. Это— краткий вариант автобиографии, над которой Чернышевский работал в Петропавловской крепости с 8 июля по 6 ноября 1863 года2. Мемуары Панкратьева, по замечанию автора, и должны были, в противовес сказочности и эфирности многих страниц романа, внести местный национальный колорит. Рассказчик насыщает их обильным материалом из «доистори ческих» и «исторических» времен как жизни его предков, так и Саратова в целом. Рассуждения Панкратьева заставляют углубиться в анализ бытовых явлений, показанных им в мемуарах, и через быт и нравы сделать выводы политического характера. Если уродли вые, неразумные явления встречаются на каждом шагу, зна чит сама форма общественной жизни способствует выращива нию их. Они— только следствие их социального идиотизма 3. В комедии «Ревизор» Гоголь сделал намек на личность развязного беспринципного журналиста, приятеля Хлестако- 1 Гоголевские образы в модернизированном виде использовал не только Чернышевский. С подобным типом мы встречаемся и в произве дении Г. И. Успенского. Так, Марья Ильинична, выращивая сына, заботилась о том, чтобы он ничего не знал, кроме четырех стен. И она достигла успеха. «— Семен! — сказала раз ему мать.—Уж ты сегодня чижика-то не чисть... некогда— мы с тобой к невесте пойдем. У Семена и руки и ноги задрожали. — К какой, маннька, к невесте? — К твоей... — Маннька, как же это?.. Я, ей-богу... Маменька несколько даже усмехнулась...» (Г. И. Ус п ен ский , Собр. соч., ГИХЛ, т. 1, 1955, стр. 443). 2 См. т. XII, стр. 796, примечание № 80. 3 И. Фролов, занимавшийся исследованием «Автобиографии» Черны шевского, указал, что за невинной формой детской повести скрывается «одно из важнейших политических произведений Чернышевского». («Лит. наследство», № 3, 1932, стр. 250). 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=