УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

мы встретим и Рудина в роли действительного статского совет­ ника, и правителя губернской канцелярии Лаврецкого, и бес­ словесного угодника Молчалина, проповедующего «умерен­ ность и аккуратность» и многих других персонажей, в том числе гоголевских. Однако истолкование гоголевских образов в новых исторических условиях, известное «дописывание» их широко стало практиковаться Щедриным лишь в 70-х годах. Первенство в применении этого приема принадлежит Черны­ шевскому ’. Потомки гоголевских героев появились в романе Черны­ шевского в результате поисков писателем положительного об­ раза, подлинного героя времени. В условиях революционной ситуации опасность подмены революционного демократа либе­ ральным фразерством была налицо. Продолжая показ жизни и образа мыслей «детей» Ляп­ кина-Тяпкина, Земляники и Анучкина, Чернышевский прежде всего подчеркивает не физическую, а духовную, точнее их идейную преемственность. То же отвращение к русскому на­ роду и преступно-безразличное отношение к судьбе родины. Чего стоит «их европеизация», если они представляют про­ гресс в России без коренного политического и общественного переворота, выступают апологетами правительственных ре­ форм. Идеи социализма и демократии, материалистическая философия и передовая наука встречают с их стороны актив­ ное противодействие. Не случайно они заняты охотой за «ни­ гилистами». При «доработке» образов Гоголя Чернышевский строго со­ блюдает принципы историзма. «Перевоплощение» героев под­ готовлено не только внутренней логикой самих образов, но и дальнейшей эволюцией общества. Писатель сумел проникнуть во «вторую действительность» образов, показав, какими они могут стать в новых исторических условиях, несмотря на изы­ сканную фразеологию. Прием использования гоголевских ге­ роев, как действенного средства в борьбе с самодержавием, превратился в одну из особенностей стиля демократической литературы, как форма эзоповского языка. 1 Герцен так же, как и Щедрин, широко использовал литературные типы, в том числе из произведений Гоголя. В «Концах и началах», «Письмах будущему другу», «Еще раз Базаров» встречаются «внучата Фамусова», «родовое потомство Ноздрева», «дети Собакевича», а сам Ноздрев «стал красным патриотом, муравьевским якобинцем». Гоголев­ ские образы использованы были и в первоначальной редакции пьесы Су- хово-Кобылина «Дело» («Лидочка» — раннее название), где Тарелкин именовался Хлестаковым, а Варравин — Тряпичкиным. И в окончатель­ ном тексте Варравина называют «кувшинным рылом». 160

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=