УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
мы встретим и Рудина в роли действительного статского совет ника, и правителя губернской канцелярии Лаврецкого, и бес словесного угодника Молчалина, проповедующего «умерен ность и аккуратность» и многих других персонажей, в том числе гоголевских. Однако истолкование гоголевских образов в новых исторических условиях, известное «дописывание» их широко стало практиковаться Щедриным лишь в 70-х годах. Первенство в применении этого приема принадлежит Черны шевскому ’. Потомки гоголевских героев появились в романе Черны шевского в результате поисков писателем положительного об раза, подлинного героя времени. В условиях революционной ситуации опасность подмены революционного демократа либе ральным фразерством была налицо. Продолжая показ жизни и образа мыслей «детей» Ляп кина-Тяпкина, Земляники и Анучкина, Чернышевский прежде всего подчеркивает не физическую, а духовную, точнее их идейную преемственность. То же отвращение к русскому на роду и преступно-безразличное отношение к судьбе родины. Чего стоит «их европеизация», если они представляют про гресс в России без коренного политического и общественного переворота, выступают апологетами правительственных ре форм. Идеи социализма и демократии, материалистическая философия и передовая наука встречают с их стороны актив ное противодействие. Не случайно они заняты охотой за «ни гилистами». При «доработке» образов Гоголя Чернышевский строго со блюдает принципы историзма. «Перевоплощение» героев под готовлено не только внутренней логикой самих образов, но и дальнейшей эволюцией общества. Писатель сумел проникнуть во «вторую действительность» образов, показав, какими они могут стать в новых исторических условиях, несмотря на изы сканную фразеологию. Прием использования гоголевских ге роев, как действенного средства в борьбе с самодержавием, превратился в одну из особенностей стиля демократической литературы, как форма эзоповского языка. 1 Герцен так же, как и Щедрин, широко использовал литературные типы, в том числе из произведений Гоголя. В «Концах и началах», «Письмах будущему другу», «Еще раз Базаров» встречаются «внучата Фамусова», «родовое потомство Ноздрева», «дети Собакевича», а сам Ноздрев «стал красным патриотом, муравьевским якобинцем». Гоголев ские образы использованы были и в первоначальной редакции пьесы Су- хово-Кобылина «Дело» («Лидочка» — раннее название), где Тарелкин именовался Хлестаковым, а Варравин — Тряпичкиным. И в окончатель ном тексте Варравина называют «кувшинным рылом». 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=