УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

собствует здесь раскрытию характеров, которые выступают в пьесе уже готовыми, сформировавшимися. Попытки «дописывать» Гоголя были и до Чернышевского. Так, в свое время Ващенко-Захарченко решил продолжить «Мертвые души». Чернышевский считал этот факт наглостью, шарлатанством темной личности, посягнувшей на лучшее тво­ рение великого писателя. И действительно, Ващенко-Захар­ ченко исказил смысл «Мертвых душ». Он «дорабатывал» поэ­ му, исходя из мировоззрения Гоголя периода написания «Вы­ бранных мест из переписки с друзьями», и потому-то в его продолжении поэмы сглажены социальные противоречия, а Чичиков умирает добродетельным помещиком, примерным семьянином и проповедником христианской морали. Использование образов классической литературы, модер­ низация их в новых исторических условиях практиковались задолго до Чернышевского. Еще в «Евгении Онегине» имеет­ ся «Скотининых чета седая», а в «Двойнике» Достоевского появился врач Христиан Иванович. Причем если у Гоголя он только произносил нечленораздельные звуки, то в новых усло­ виях он уже стал солидным врачом, с большой частной прак­ тикой. Как прекрасное средство обличения гоголевские сатириче­ ские образы привлекали к себе внимание многих писателей и поэтов шестидесятников. Так, В. Курочкин в «Семейной встре­ че 1862 года» за новогодний стол усадил Митрофана, Проста- кову, Тараса Скотинина, Ноздрева, Чичикова, Манилова, Ре- петилова, Молчалина и других. По существу они остались не­ изменными и после 1861 года. Не изменив себе ни на полслова, Как соль земли, Все фазисы развитья векового Они прошли 1. Теперь даже Ноздрев с похмелья кричит: «Прогресс! Впе­ ред!» В. Курочкин в стихотворении «Примерный факт» разо­ блачает лицемерие Ломещиков, разглагольствующих во главе с Ноздревым о нуждах «меньшей братии». Известно, как часто к использованию образов классиче­ ской литературы обращался Щедрин2. В его произведениях 1 В. С. Курочкин , Собр. стихотворений. «Сов. писатель», М., 1947, стр. 108—-109. 2 Впервые это отмечено было А. Лав р ецким («Щедрин — лите, ратурный критик», ГИХЛ, М., 1935, стр. 193—205) Этому вопросу посвящены статьи А. Г. Демен т ь е ва , Типы классической литературы в произведениях Щедрина («Ученые записки Ленинградского университета», 1946 г., вып. II) и канд. дисс. Б. М. Мин. чина, Использование классических литературных персонажей в творчест­ ве М. Е. Салтыкова-Щедрина (Институт украинской литературы АН УССР, 1947). 159

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=