УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
Как же он понимает прогресс? В чем он, по его мнению, проявился? Во-первых, русские научились шить одежду по иностранной моде, во-вторых, овладели «мастерством» делать сигарочницы из английской кожи с черепаховыми украшения ми; в-третьих, переняли кулинарное искусство, секрет которо го состоит в том, что кушание из птицы очень походит на рыб ное блюдо лабардан. Чернышевский издевается над либералами за такое пони мание прогресса. Федор Амосович считает себя вполне европейцем. «Евро пейцами» во время проведения крестьянской реформы назы вали тех, кто рьяно поддерживал начинания правительства. Русскце национальные традиции такой «европеец» отрицает, считая, что «мы ничего не наследовали, кроме безобразия; прогресс века и наши собственные усилия превратили нас в людей истинно просвещенных» (т. XII, 466). Он даже при знает заслугу Гоголя в изжитии безобразий и берет его под свою защиту от нападок Бобчинского, который обвиняет авто ра «Ревизора» в клевете. «Как можно в наше время бранить Го голя»,— авторитетно заявляет «европеец» Федор Амосович. Но оказывается Гоголь важен для него лишь как писатель о темном прошлом, сравнительно с которым во всем блеске и величии встает светлое настоящее. Признаки нового он уви дел не только у представителей молодого поколения, к кото рому причисляет и себя, но и у «отцов», доживших до благо датного времени. Даже Петр Иванович Бобчинский, по его наблюдению, настолько изменился со времен Гоголя, что от прежнего легкомысленного человека и сплетника осталось только имя. Следовательно, прибавляет Федор Амосович, обращаясь к Бобчинскому, «и для вас нетрудно сказать: да, то были скоты, которых так и следовало изображать скотами», и мы должны быть благодарны Гоголю «за то, что он испра вил нас этим справедливым сарказмом» (т. XII, 466). Приятели Ляпкина-Тяпкина с восхищением слушают его изречения и хором подпевают ему. «Жгучий сарказм Гоголя 'очистил Россию от недостатков», — говорит один из них. «Благодаря силе его сарказма все облагородились», — под певает другой. Но читатель вслед за автором весьма скептиче ски относится к славословию завсегдатаев кондитерской До миника. Глядя на них, он задает вопрос: «Исправились ли? Может быть, нужен еще более беспощадный сатирик, материа лу для него более чем достаточно?» Чернышевский не случай но избрал местом действия кондитерскую Доминика на Нев ском проспекте: для «прогрессистов» это самое подходящее место. Они развлекаются там скабрезными анекдотами, рас сказывают интимные истории из своей жизни, не щадя чести женщин, цитируют письма, в которых выражается «африкан ская страсть», они скучают от безделья, расценивая свое со 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=