УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

ника, опоздала с приношением: делу уже дан был «законный вид и толк». — Батюшка, отец милостивый, — взмолилась женщи­ на,—никак не могла вчера сколотиться, потому, что занимать надо было,—а в нынешнее время где денег найдешь? Сами из­ волите знать. А то, что ж было вашу милость утруждать? (т. XII, 302). Сидит бедный Иван Яковлевич в заключении, ожидая ре­ шения своей судьбы. Все понимают, что дело-то не серьезное, а волокиты не прекращают. В ходе следствия оказывается об­ наружено было важное п ро т и в ор е чи е в показаниях под­ судимого: сначала он сказал «бросил подметку», а на другом допросе заявил: «бросил старую тряпку, которая служила для обтирания бритв». Вот теперь и шло «следствие о том, подмет­ ка или тряпка» (т. XII, 305). Оторванный от любимого дела, Иван Яковлевич заболел. Супруга его обратилась к начальству с просьбой дозволить ему брить стражу, но ему разреши­ ли брить лишь себя и своих детей. Себя он брил по три раза в день — «на подбородке у него так чисто, как в кармане». Когда в камеру привели для бритья детей, Иван Яковлевич обрадовался: «Вот уж точно пригодились дети». В дальней­ шем на благонамеренную просьбу жены — разрешить брить теленка или барана — начальство откликнулось сочувственно. В распоряжение заключенного предоставили козла, который сам мог хорошо подниматься на второй этаж. После каждого сеанса бритья Прасковья Осиповна давала козлу водки, и жи­ вотное быстро поняло свою выгоду. Так дело тянулось около года, а затем вышло очень хоро­ шее решение: Ивану Яковлевичу позволили снова заниматься своим ремеслом. В «Притче о носе» Чернышевский использует два произве­ дения: «Нос» Гоголя и «Часы мастера Гэмфри» Диккенса. (Кстати сказать, оба произведения в числе прочих книг нахо­ дились у него в Петропавловской крепости). Использованы они довольно своеобразно. У Диккенса, как известно, все вни­ мание сосредоточено на описании больного цирюльника, кото­ рый привык к своему делу — «натура его того требует». Ни полиции, ни тюрьмы Диккенс здесь не описывает, а историю с бритьем излагает с юмором. Не то у Чернышевского: у не­ го острие сатиры направлено против полицейского произвола. Продолжая повесть «Нос», Чернышевский не только верно развил гоголевские характеры, но и удивительно метко схва­ тил особенности ее стиля. Эта своеобразная преемственность весьма заметна в языке, отличающемся обилием просторечий и оборотов, взятых из стиля казенно-канцелярских бумаг. В тюрьме даже лекарства отпускают в соответствии со зва­ нием заключенного. Так, больному цирюльнику дают миксту­ ру по его званию мещанина «весьма и весьма достаточную». 154

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=