УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

ночь», как бы подчеркивая сказочный характер своего нового- романа. Чтобы обвести цензуру, Чернышевский выдает себя за бес­ страстного летописца, который пишет произведение «чистой поэзии», лишенное и местного национального колорита и зло­ бы дня. Однако тогдашнему читателю нетрудно было по-на­ стоящему прочитать и расшифровать содержание, образы и идеи произведения. В ряде рассказов, сценок и авторских суж­ дений легко усмотреть едкую критику темных сторон россий­ ской действительности 60-х гг. прошлого столетия. Так, Все- володский, занятый коммерческими делами, будто бы невзна­ чай начинает рассуждать о возможных видах товаров: «лишь бы товар был товар, а не что другое, непригодное для прода­ жи, например, не совесть или души человеческие, или не такая земля, без которой душам будет подводить живот, или не такой лес, без которого души будут щелкать зубами зимой» (т. XII, 235)!. Он же говорит о бедствующих слоях общества, «где вяжутся чулки и плетутся лапти», о Положении бездомного люда Петербурга, обитающего на Сенной, где происходит тор­ говля «гнусным горячим картофелем и всею остальною гадо­ стью, которою питаются на рынках, как номады, нищие и го­ лодные толпы наших столичных сожителей» (т. XII, 178). Быть в этой обстановке, указывает Всеволодский, и наблюдать ее могут только люди с крепкими нервами, после чего им не нужно будет заходить в гетто, когда случится обозревать Рим. Однако не в этих публицистических высказываниях сосредото­ чен пафос обличения уродливых явлений в обществе. Черны­ шевский выступил в романе прежде всего как художник слова, использующий мощную силу сатиры. Положительный идеал писателя утверждался в борьбе с косными консервативными силами и всякого рода лицемерны­ ми выступлениями идеологов либерализма. В ряде мест Чер­ нышевский бичует все низкое и пошлое, сатирически заостряет отрицательные черты персонажей. Это заострение мы видим и в портретах, и в поступках, и в речи сатирических образов. К таким местам романа относятся: «Притча о носе», пьеска «Кто угодно, что угодно» и глава «Обидчивый пуританин» (образ Остапенко). Именно здесь в полной мере проявляется талант Чернышевского как юмориста и сатирика. Это лишний раз свидетельствует о том, что русская передовая сатира была тесно связана с освободительным движением, с прогрессивной мыслью, с борьбой народа за победу молодого, свежего, ново­ го. Широко используя произведения Гоголя, модернизируя го­ голевские образы, Чернышевский достигает большого обобще- 1 Все ссылки даются по Полн. собр. соч. Н. Г. Чернышевского. 152

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=